Реализация инновационного проекта  «Храни родное слово!» в детском саду, как условие этнокультурного образования дошкольников

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

     Коллективом дошкольного учреждения рассматривается опыт использования  инновационного проекта в детском саду,  выступающего одновременно средством и условием этнокультурного образования дошкольников. В работе раскрывается сущность и содержание понятия этнокультурного образования, которое является важнейшим условием, обеспечивающим устойчивый познавательный интерес к изучению хакасского языка детьми дошкольного возраста с учетом требований этнокультурного компонента ФГОС дошкольного образования.

      Статус хакасского языка в качестве  государственного определен рядом нормативно-правовых документов Республики Хакасия: «Конституция Республики Хакасия», «Закон об образовании в Республике Хакасия», «О защите и развитии языков народов Республики Хакасия», Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 15.11.2013 № 114-п «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия в 2013–2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и др.  

    В п.3.3.3. федерального государственного образовательного стандарта говорится, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Однако принимаемые меры по сохранению и развитию хакасского языка без включения родителей и семьи в совместный образовательный процесс показывают кратковременный эффект. Сказанным обусловлена формулировка проблемы проекта: необходимость создания культурно-языковой среды для изучения хакасского языка детьми дошкольного возраста во взаимодействии с семьей.

       Понятие «культурно-языковой среды» трактуется как совокупность необходимых условий, основанных на общности языка (ов), обеспечивающих взаимопонимание и культуросообразное взаимодействие людей. Важнейшими условиями, обеспечивающими устойчивый познавательный интерес к изучению хакасского языка детьми дошкольного возраста с учетом требований этнокультурного компонента ФГОС дошкольного образования, признаны: наличие теоретически обоснованной концепции, учебно-методических и дидактических пособий для педагогов, использование игровых технологий, взаимодействие с семьей и др.  

Ведущие идеи проекта:

  • обогащение культурно-языковой образовательной среды дошкольного учреждения развивающими дидактическими материалами, игровыми технологиями, нацеленными на формирование устойчивого интереса к изучению родного языка и культуре родного края;
  • воспитание любви у дошкольника к родному языку в процессе использования развивающих народных игр и игровых технологий;
  • развитие способностей дошкольника к гармоничному взаимодействию с экосистемой родного края;
  • развитие у дошкольника познавательного интереса к родному слову в процессе постоянного взаимодействия со старшими членами семьи и рода.

Принципы реализации ведущих идей проекта:

  • гуманизация культурно-языковой среды, предполагающей развитие личности в условиях двуязычия, предполагающий развивающий характер обучения родному языку с использованием игровых технологий;
  • взаимодействие и сотрудничество со старшими членами семьи;
  • гармоничное сочетание условий культурно-языковой развивающей среды детского сада с требованиями ФГОС, предполагающих учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • признание значимости личности ребенка как носителя родного языка и культуры и др.

Для решения поставленной проблемы требуется создание единой программы, комплекта теоретически обоснованных дидактических и методических разработок, практических рекомендаций педагогам ДОО, преподающим хакасский язык в поликультурных условиях. Что и легло в основу реализации проекта по обучению дошкольников хакасскому языку и этнокультурному образованию.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования