Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Проблема влияния мелкой моторики на речевое развитие детей вызывает интерес ученных и практикующих педагогов. У детей раннего возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. Долгое время считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получали совет: больше разговаривать с ребенком. Они старались говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжал объясняться отдельными звуками и жестами.

Наши наблюдения за детьми раннего возраста показали, что уровень развития речи находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Соответственно тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В практической работе с детьми раннего возраста были поставлены и последовательно решались следующие задачи:

-систематично проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики утренние и вечерние часы;

- установить, влияет ли развитие мелкой моторики на речь детей;

- повысить познавательный интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательные игры.

У большинства малышей группы обычно наблюдается мышечная напряженность, снижен тонус, нарушение общей моторики, общая скованность и медлительность в выполнении движений, пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых простых упражнений замедленный.

Например, в начале учебного года восемь из десяти малышей могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Во время игр силой заталкивали предметы в отверстия или емкости, так как не владели адекватными и рациональным способом действия.

Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводились во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна - по 2-3 минуты не менее 4 раз в день. Упражнения подбирались так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами, сопровождающих потешками, прибаутками, сказками, в которых реальный мир, представлен ярко, образно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким детям. Широко использовались игры, такие как: «Расскажи сказку руками», «Шла купаться черепаха», «В гости к пальчику большому», «Вышли мыши как -то раз», «Сидит белка на тележке», которые являлись синтезом поэтического слова и движения. Здесь движения конкретизировали образ, а слово помогало более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигал не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывали игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, крепление на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами(матрешки); игры с карандашами и крупой, "пальчиковый бассейн". Хорошим средством для развития движений является игра "Пальчиковый театр". Главная задача - поддержать интерес ребенка к данным играм, организовать общение ребенка друг с другом и педагогом в процессе предметно-игровой деятельности, обогащать его словарь.

Опыт показал, что девочкам больше нравиться играть с куклами, которых можно укачивать в колясочке, возить на прогулку, одевать, раздевать, купать, кормить, лечить, "печь" для них пирожки и пирожные из песка. Для мальчиков большой интерес представляют различные машинки. Для детей большой интерес представляет конструирование из строительных наборов. Начинаем с простейших построек, которые ребенок попытается воссоздать по образцу. Позже он будет возводить башни, усложняя их новыми элементами, строить дома, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей и т.п.

К работе по развитию мелкой моторики подключаются и родители. Многие мамы, бабушки лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, кнопок, молний, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.  Проведена для родителей консультация  по теме :«Расскажи сказку руками»

На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее очень важными, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Работа родителей с детьми по развитию мелкой моторики велась в трех направлениях:

а) массаж, специальные игры - упражнения для развития мелких движений пальцев;

б) обучение навыкам самообслуживания и посильной помощи членам семьи;

в) формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи.

Как показала практика, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

К концу 4-ого месяца занятий мы добиваемся значительных успехов: пальчики становятся более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезает скованность движений, дети скорее овладевают сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным достижением - речь ребенка начинает развиваться интенсивнее.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования