Педагогическая модель поликультурного образования дошкольников в контексте культур народов родного края

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Проблема развития поликультурного образования актуальна для всего человечества, каждой страны, но в особенности – для России, огромного многонационального государства. Современная система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народов России, должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры.

Поликультурное образование – это процесс освоения детьми этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения и формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов, и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство. Цивилизацией современные народы сближены, культурами разлучены. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. С одной стороны, поликультурное образование способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания детей, а, с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.  Посредством поликультурного образования у детей формируется готовность и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей.

Поликультурное образование должно начинаться как можно раньше, с дошкольного детства, когда не надо ничего исправлять. Для маленького ребенка не существует понятия «чужой» в национальном смысле. Дошкольник открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях. Ему интересна культура не только своего народа, а и любого другого. Поликультурное образование дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о много­образии культур в своем регионе и в мире, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продук­тивного взаимодействия с носителями других культур.

Процесс поликультурного образования в дошкольном возрасте вклю­чает 3 уровня:

1 уровень: приобщение ребенка к культуре своего этноса.

 2 уровень: знакомство с этнокультурой других народов, формирование заинтересованного и позитивного отношения к другим людям, освоение культуры межнационального общения.

3 уровень: развитие гражданской позиции, патриотических чувств, осознание себя гражданином страны.

4 уровень: знакомство с системой знаний о правах и свободах челове­ка в мировом сообществе.

Цель поликультурного образования: формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Составные части модели поликультурного образования: прогностическая модель (оптимальное распределение ресурсов), концептуальная модель (информационная база и программа действий), мониторинговая модель (создание механизмов обратной связи и способов корректировки).

Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

предметно-развивающая среда группы должна быть приспособлена для того, чтобы пробуждать интерес к получению знаний о культурах региона на основе собственной деятельности. В группе необходимо отвести особый уголок, где ребенок может посвятить себя самостоятельной деятельности по культуры. Там сконцентрирован дидактический материал: подборки книг и открыток,  знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов игрушки, дидактические, настольно-печатные игры,  аудио-записи народных песен, мелодий, разные виды театра (настольный, перчаточный, би-ба-бо, ложечный др.) и прочее. Обязательно наличие кукол в национальных костюмах.

Целесообразно организуемое педагогическое  партнерство  для реализации поликультурного образования - «детский сад – социум – семья». Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но  и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Поликультурное пространство образуется из поликультурной среды образовательного учреждения,  естественной поликультурной среды места проживания и компонентов, которые педагог включит в работу с детьми.

Важным в поликультурном образовании представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми. Включение родителей в творческую деятельность поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.

Формы и методы работы с детьми:

  • игровая деятельность (подвижные, дидактические, творческие игры);
  • краеведческая и этнокультурная поисковая деятельность (реализация проектов);
  • экскурсии в музеи, посещение выставок, прогулки по улицам города;
  • встречи детей с представителями конкретных национальностей;
  • чтение художественной литературы;
  • детские студии (музыкальная, танцевальная, художественная, дизайн-студия народного костюма);
  • развлечения, праздники;
  • сочетание индивидуального и коллективного творчества, творчества детей и взрослых (педагогов, родителей).

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования