ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ, ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ С КИ И ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Волкова Е.В., Урумбаева Л.А.

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

       Всё возрастающее внимание к проблеме обучения слабослышащих, глухих школьников с КИ и детей со сложной структурой дефекта стало одной из тенденций развития современной специальной педагогики. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой труднейшую проблему, особенно в условиях реализации ФГОС. Наличие двух, а то и более первичных нарушений чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской, культурной) и в сензитивный период становления, и развития основных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведёт к недоразвитию как отдельных функций (предметные действия, формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение), так и к общей задержке психического развития. Положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной деятельности такого ребенка.
       Сложная структура дефекта представляет собой не просто сочетание двух и более дефектов развития, которые являются качественно своеобразными, и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.
Категорию детей со сложным дефектом составляют:
дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
дети глухие слабовидящие;
слепоглухонемые дети;
дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).
       Основной особенностью учебной деятельности учащихся со сложной структурой дефекта является несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. В начале обучения детей со сложными дефектами учителя сталкиваются с проблемами: неподготовленности к обучению в школе (дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения) и отсутствия элементарных представлений об окружающем мире. В дальнейшем, когда ребенок попадает в необходимую для него специфическую среду, активно стимулирующую его развитие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других детей с аномальным развитием. Поэтому задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся возрастал интерес к знаниям, повышалась потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ученик принимал самое активное участие в усвоении программного материала в условиях ФГОС.
       Структура и содержание учебных программ и программ коррекционных курсов во многом зависят от образовательных результатов конкретного ребёнка, имеющего сочетание различных нарушений. Обеспечение образовательного продвижения предполагает наличие особым образом сконструированных программ разных направлений. Построением моделей индивидуальных программ в условиях ФГОС для детей со сложной структурой дефекта является соединение определённых противоположностей: общего и специфического, стандартного и творческого, нормативного и гибкого. Обусловлено это сложной структурой дефекта в каждом индивидуальном случае, так как имеющиеся нарушения неоднородны по своим проявлениям, по степени выраженности, по своеобразию взаимовлияния друг на друга. Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объём упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому подбор заданий организуется на разных уровнях и в неодинаковом объёме. При необходимости учитель может дополнительно использовать инструкционные карточки, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Слабые ученики получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом.
       Для обучения слабослышащих, глухих школьников с КИ и детей со сложной структурой дефекта, учителями предметниками созданы учебные тесты на компьютерном тренажёре, что позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.
       Учителями-дефектологами нашей школы разработана методическая копилка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в которой собраны материалы к занятиям с применением ИКТ для обучения слабослышащих, глухих школьников с КИ и детей со сложной структурой дефекта.
       При создании ЦОР для индивидуальных занятий интегрируются темы с общеобразовательных уроков и внеурочной деятельности, используются межпредметные связи. Повышать познавательную и речевую активность учащихся помогают информационные технологии, которые приближают уроки к индивидуальному мировосприятию и развивают навыки использования информации, полученной с помощью технических средств. Выполнение заданий на интерактивной доске позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Использование LEGO конструкторов с элементами робототехники дают возможность учащимся развивать интеллектуальные способности. Введение элементов робототехники позволяет разнообразить учебную деятельность, использовать интерактивные методы обучения, тем самым повышать мотивацию учащихся к изучению общеобразовательных предметов. Получать и совершенствовать навыки сотрудничества при разработке совместных проектов, что особенно актуально в настоящее время.
        В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Для детей со сложной структурой дефекта особенно важно добиваться развития адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней тревожности и нервозности. Поэтому использование электронно-образовательных программ, помогает вывести каждого учащегося с репродуктивного (низкого) на продуктивный (средний) уровень. Некоторых учащихся с продуктивного (среднего) уровня на творческий (высокий) проектный уровень.
       Таким образом, использование информационно – коммуникационных, игровых технологий, в обучении слабослышащих, глухих школьников с КИ и детей со сложной структурой дефекта, позволяет осознать жизненные ценности, целостность и многообразие окружающего мира и своего места в нём. Помогает обучающимся сформировать коммуникативные умения, способствует овладеть универсальными учебными действиями для взаимодействия в социуме.

       Литература:
Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.
Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.
Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.
Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой.- М., Академия, 2008.
Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.

Сарсенбаева А. А. Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения [Текст] / А. А. Сарсенбаева // Проблемы иперспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 106-109.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования