"Здравствуй, осень золотая"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Проект «Здравствуй, осень золотая!»

для подготовительной группы.

Выполнила :

Воспитатель

Терникова Наталья Анатольевна

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Вид проекта: познавательно-творческий, среднесрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста , родители, музыкальные руководители.

Сроки реализации: Среднесрочный (три месяца: сентябрь-ноябрь).

Цель проекта:

- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в период ранней осени;

- формировать интерес к красоте окружающего мира;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.

Задачи проекта:

Образовательные:

- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления) ;

- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;

- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.

Развивающие:

- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;

- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру детей;

- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);

- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.

Актуальность:

Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало разработана и представлена в практике современного дошкольного образования.

В данное время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры общества;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в-основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи. Таким образом, нивелируется один из главных постулатов любой коррекционной работы «лучше предупредить, чем исправлять».

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Речевые умения – это, прежде всего, умение логично выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию; коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.

В старшем дошкольном возрасте через речевое общение, познавательную деятельность – нужно помогать ребенку накапливать социальный опыт, развивать коммуникативную компетентность.

В подготовительной к школе группе (седьмой год жизни) важно формировать все стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, фонетическую).

Новизна проекта:

- проект позволяет сформировать у детей познавательный интерес к родной природе,

- формируются  представления о смене времен года,

- воспитывается чувство красоты, гармонии,

- активизация словаря.

Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями.

Условия реализации: детский сад, семья.

Пути реализации: взаимодействие всех структур технологического процесса.

Формы:

Посещение парка, леса (по желанию родителей).

Организация НОД по художественно-эстетическому, познавательному, речевому, физическому развитию.

Продукт проектной деятельности:

 

•        Оформление  праздничной выставки поделок «Осенний вернисаж»

•        Проведение конкурса стихов «Праздник осени»

•        Проведение беседы «Смена времен года»

•        Оформление открыток для выставки

•        Проведение итогового мероприятия «Здравствуй, осень золотая!»

Проведение итогового занятия на тему: «Уходит осень золотая…»

Форма проведения итогового мероприятия:

Праздник «Здравствуй, осень золотая!»

Средства:

Художественное слово (стихи, рассказы, песни, и т. д.).

Прослушивание музыки.

Проведение познавательных бесед с детьми.

Оформление открыток для выставки.

Этапы проекта:.

I. Подготовительный этап: (информационно-накопительный):

1. Определение темы проекта;

2. Формулировка цели и задач;

3. Создание творческой группы;

4. Мониторинг детей и родителей;

5. Подбор литературы;

6. Составление перспективного плана реализации основного плана проекта.

7. Разработка сценария мероприятия;

8. Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;

9. Подготовка подвижных игр и соревнований.

- изучение познавательной и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников;

- подготовка подборки литературы для детей об осени;

- подготовка оборудования для оформления стенда «Календарь осенних событий» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада) .

Работа с родителями:

- сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания альбомов и стенгазет «Художественная осень», «Дары осени», «Осенние фантазии»);

- оформление выставки семейных работ по темам: «Осенние сюрпризы», интересные по форме плоды, коряги, листья необычной расцветки, поделки из природного материала;

- организация сбора с детьми природного материала;

- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;

- «Домашняя мастерская слова»;

- совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.).

Оснащение предметно-развивающей среды:

- выставка совместных работ детей и родителей;

- выставка детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»;

- стенд «Календарь осенних событий»;

- коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев;

- альбом с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».

II. Основной этап: (Организационно- практический)

Сентябрь

1.«Дары осени»;

2. Рассматривание картины Шишкина «Рожь»;

3. Изготовление панно «Осенний букет» (коллективная работа)

4. Беседа о перелетных птицах - Дидактическая игра «Узнай на вкус», «Овощи или фрукты»;

- «Наблюдение за погодными явлениями на прогулке»;

- Дидактическая «Игра с какого дерева листочек»;

- Изготовление портрета «Сентябрь» - Рассматривание плаката «Овощи, фрукты, ягоды»;

- ведение календаря природы

Октябрь

 1. Беседы «Здравствуй, осень золотая»;

2. Беседа по картине Левитана «Золотая осень»;

3. Составление творческих рассказов по картинам - разучивание стихотворений, пословиц, поговорок;

- чтение сказки «Модница Осень» Алябьевой;

- изготовление портрета «Октябрь» - рассматривание плаката «Деревья, листья и плоды»

- ведение календаря природы;

Ноябрь

1. Рисование «Золотая осень»;

2. Беседа «Поздняя осень»;

3. Беседа о том, как животные готовятся к зиме - аппликация в технике оригами «Осенний букет»;

- коллективная деятельность (оригами, животные наших лесов);

- изготовление портрета «Ноября»;

- праздник «Здравствуй, осень золотая!»;

-ведение календаря природы.

Речевое развитие:

- обогащение: старинные названия месяцев по народному календарю («златоцвет» - сентябрь, «листопад» - октябрь, «чернотроп» - ноябрь);

- активизация словаря – золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т. д.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

 

Познавательное развитие:

- пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы;

- чтение и заучивание стихов (А. С. Пушкин, С. Есенин, А.Фет, И. Бунин);

- чтение стихов об овощах, грибах, ягодах;

- чтение энциклопедий о насекомых, животных, птицах, ягодах, грибах;

- чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»;

 - чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»;

- чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К.Ушинский);

- беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов;

- беседы о правильном поведении на природе;

- беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам, животным;

- уход за растениями в «Уголке природы»;

- уборка участка детского сада от опавших листьев;

- сбор семян;

- сбор природного материала на участке;

- дежурство в «Уголке природы».

Художественно-эстетическое развитие:

- рисование: «Хмурый ветреный день», «Золотая Осень», «Осень глазами ребенка», «Корзина с грибами», «Осеннее дерево», «Летят перелетные птицы»;

- аппликации: «На лесной полянке выросли грибы», «Дары осени», «Что нам осень принесла», аппликация из листьев «Жар- птица»;

- лепка: «Лукошко с грибами», «Овощи и фрукты - дары осени»;

- ручной труд: «Волшебные превращения» (поделки из природного материала);

- изготовление гербария из осенних листьев;

- музыкальное творчество: слушание П. И Чайковского «Времена года»;

- разучивание песен об осени;

- слушание аудиозаписи «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса»;

- хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»;

- песни: «Пожелтели листья вдруг…», «Дождик», «До свиданья, осень».

Культурно- досуговая деятельность:

- развлечение «День рождения осенних именинников»,

- конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени;

- праздник «Здравствуй, осень золотая!»;

- совместная деятельность детей и родителей. Подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему;

- конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»;

- фотовыставка «Вот она какая, - осень золотая!».

III. Заключительный этап: 

- Презентация результатов проекта в форме итогового занятия на тему: «Уходит осень золотая…»

- выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Осенний вернисаж» (рисунки «Художница осень», поделки из природного материала по русским народным сказкам, коллаж «Осенний лес» (техника «оригами», осенний букет «Гербарий из листьев»)

- подготовка и проведение праздника «Здравствуй, осень золотая!».

 

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Методическая литература:

Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – Волгоград: Учитель, 2007.

Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.

Комарова Т.С. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 200

Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.

Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень» //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.

Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На уровне ребенка:

  • Появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем интересна осень.
  • В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, дети стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием стали участвовать в коллективной беседе.
  • У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к окружающему миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
  • Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание. Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики различных направлений искусства – музыки, живописи, поэзии. В ходе проекта дети научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения в своих рассказах, в рисунках, в музыкально-ритамических движениях.

На уровне педагога:

  • Повышение качества методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей гармонии чувств.

На уровне родителей воспитанников:

Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей их мировоззрения.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования