АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ИГРУШКИ»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Адаптация малыша 2-3-лет – это приспособление или привыкание ребенка раннего возраста к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и внутреннему конфликту.

Как правило, первые визиты ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть.

Коррекционная помощь ребенку с ОВЗ начинает оказываться, как правило, только после адаптационного периода, который у некоторых малышей может затянуться до 6 месяцев.

Программа логопедической направленности «Игрушки» рассчитана на её реализацию с детьми с ОВЗ именно в адаптационный период  в условиях групп кратковременного пребывания, дифференцированных групп и консультационных пунктах. Возможно использование программы в профилактических целях в адаптационный период детей раннего возраста в условиях групп общеразвивающей направленности.

Цель программы:  оказание логопедической помощи детям с ОВЗ на раннем этапе развития в адаптационный период, а также консультативная работа с родителями.

 Задачи программы:

-скрининг-диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста с ОВЗ;

-оказание логопедической помощи детям «группы риска» и детям с выявленными отклонениями в развитии;

- оказание консультативной и психологической помощи семье.

Основные принципы программы:

  1. Комплексный характер коррекционно-педагогического воздействия  (совместное объединение усилий специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ).
  2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции ребенка с ОВЗ.
  3. Организация работы с ребенком в рамках ведущей деятельности (предметно-манипулятивной).

Исходя из ФГОС ДО  в «Программе» учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  • специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Задачи логопедической работы:

-развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими; 

-развитие общей и мелкой моторики, ощущений артикуляционных поз и движений.

Основное содержание работы:

  1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, музыкальным инструментам).
  2. Развитие слухового восприятия при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков).
  3. Узнавание и различение гласных звуков [а], [о, [и], [у].
  4. Формирование простейшей лексики на материале звукоподражаний.
  5. Побуждение к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.
  6. Имитация простых артикуляционных движений.
  7. Имитация выразительных движений в подвижных играх.
  8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.
  9. Развитие понимания обращенной речи.

Формы и средства организации образовательной деятельности: срок реализации Программы – 3 месяца (12 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры. 

Планируемые результаты освоения Программы:

Ребенок с ОВЗ:

-проявляет интерес к игровой деятельности;

-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;

-самостоятельно выполняет игровые действия с предметами;

-проявляет интерес к предметам ближайшего окружения;

-понимает речь взрослых;

-повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно);

-самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы;

-знает названия окружающих предметов и игрушек.

Содержание работы:

Игровые задания включают: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения со звукоподражанием  (возможна замена одной речедвигательной игрой, включающей все перечисленные виды упражнений).

Пальчиковая гимнастика способствует  развитию  мелкой моторики и стимулирует речевое развитие ребенка с ОВЗ,

Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания.

Артикуляционные упражнения со звукоподражанием развивают речевой аппарат и совершенствуют выработку движений органов артикуляции, подготавливая к воспроизведению звуков.

Игры носят предметно-манипулятивный и подвижный характер  и направлены на действия с игрушками по стихам А.Л.Барто.

Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие восприятия и мышления, формирование мелкой моторики рук,  так как, пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

Подвижная игра способствует формированию общей моторики, развитию основных видов движений.

Программа «Игрушки» состоит из 12 занятий, темы занятий соответствуют названиям стихов  А.Л.Барто.

1 занятие.  Зайка.

2 занятие. Бычок.

3 занятие. Мишка.

4 занятие. Лошадка.

5 занятие. Козленок.

6 занятие. Мячик.

7 занятие. Грузовик.

8 занятие. Самолет.

9 занятие. Флажок.

10 занятие. Слон.

11 занятие. Кораблик.

12 занятие. Мои игрушки.

Например, тема «Лошадка». Зрительно-предметный ряд: игрушки «Лошадка-качалка», «Лошадка на палочке».

  1. Развитие слухового восприятия.

 -Послушайте звук и отгадайте, кто же к нам пришел?  (Звучит аудиозапись стука лошадиных копыт).  Цок, цок, цок, цок!

  1. Пальчиковая гимнастика с оречевлением: «Скачут лошадки».

Вот помощники мои,  их  как хочешь - поверни.  (Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой  скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.  Скачет резвый табунок.
Громко кричат лошадки: «И-го-го!».  Поскакали далеко.

(Скажите «И-го-го!»).

  1. Дыхательная гимнастика: «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы.
  2. Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звук [о]- упражнение «Бублик для лошадки».
  3. Предметно-манипулятивная игра: имитация причесывания лошадки.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. [1]

  1. Подвижные игры с игрушками: лошадкой-качалкой, лошадкой на палочке (на выбор).

- Бывают лошадки на палочке. Вот такие. Палочку ставят между ножек и скачут. Давай поскачем на палочке-лошадке. Скажи «но», чтобы лошадка поехала.

- А можно поиграть в лошадок вдвоем. Берем скакалку и накидываем вот так (на грудь, концы под мышками) один играющий лошадка. Другой - всадник. Скажи «но», чтобы лошадка поехала.

Скрининг-диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста с ОВЗ проходит в ходе реализации программы на коррекционно-развивающих занятиях путем наблюдения за детьми и фиксации результатов в картах нервно-психического развития.

Оказание консультативной и психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ, осуществляется также в ходе реализации программы путем индивидуального и группового консультирования.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барто А.Л. Стихи для детей. –М.: АСТ, 2016. -45с.
  2. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с. (Библиотека Логопеда).

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования