ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Вербальное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передать свой замысел.

Особенностью связной речи детей с ОВЗ является то, что они употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко, вместо самостоятельной формулировки ответа, дошкольники неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Структура речи также не совершенна. В старшем дошкольном возрасте дети с ОВЗ  уже подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картине, по игрушке. Однако  их рассказы копируют образец взрослого; дети не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей.  Новая рефаш-технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников с ОВЗ способствует эффективному решению обозначенных проблем.

 Рефаш-технология  (от  англ. re-fuse – изменение образа)  в обучении творческому рассказыванию  детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здровья) - это инновационная  логопедическая технология  развития  связной  речи  детей старшего  дошкольного  возраста с ОВЗ, основанная  на  изменении  образа  сказочного  героя  с  целью  формирования  навыков  составления  творческих  рассказов  на  основе  знакомых сказочных  сюжетов.

Цель технологии: формирование  у дошкольников с ОВЗ навыков  составления  творческих  рассказов  на  основе  знакомых сказочных  сюжетов.

Задачи:

  1. Учить сочинять небольшую сказку по теме, рассказывать о своих впечатлениях по увиденному и услышанному в ходе реализации сказочного сюжета, высказываться по содержанию сказки (с помощью взрослого и самостоятельно).
  2. Развивать навыки вербального творчества с помощью изменения образа сказочного героя; формировать звукопрозносительную и лексико-грамматическую сторону речи.
  3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности (чувство сопереживания сказочным героям, стремление помочь попавшим в беду, любовь к родителям, послушание и др.).

Возрастная категория: дети 5-7 лет с ОВЗ.

Правила  применения  рефаш-технологии:

  1. Используемая в ходе реализации технологии сказка должна быть с «печальным сюжетом» (сэд-сказка), после трансформации образа героя сюжет становится «счастливым».
  2. Сэд-сказка должна быть небольшой по объему и знакомой детям.
  3. Количество героев  сказки уменьшать не рекомендуется (увеличивать можно, но не более, чем на 1-2 героя).
  4. Последовательность событий сказки не меняется (можно добавлять 1-2 события после воспроизведения основных событий).
  5. Образ героя, подвергшегося изменению, меняется в лучшую сторону (герой должен стать хорошим или еще лучше).
  6. Трансформированная сказка  должна  содержать  поучительный  смысл (мораль можно изменить, исходя из вновь выстроенного сюжета).

Алгоритм реализации рефаш-технологии:

- Выбор педагогом знакомой детям  сэд-сказки.

- Определение количества  героев и называние их (совместно с детьми).

- Определение  причины  «грустного (печального)  конца»  (совместно с детьми).

- Выбор  героя  для  изменения образа (совместно с детьми).

- Изменение  образа  выбранного  героя (совместно с детьми).

- Определение  «счастливого  конца сюжета»  (совместно с детьми).

- Составление  творческих  рассказов  детьми.

В ходе реализации технологии возможно использование следующих сэд-сказок: русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Липовая нога», «Лечея-плачея», «Присяга», «Волк и лиса» и др.

При работе над сэд-сказками, помимо развития связной речи, также проводится  работа по коррекции звукопроизношения, нормализации просодических компонентов,   формированию лексико-грамматической стороны речи  у дошкольников с ОВЗ.

Например, использование пальчиковых дорожек, по которым двигаются герои сказок, позволяет ребенку параллельно произносить слоги с закрепляемым на данный момент звуком, а изменение силы и высоты голоса при озвучивании сказочных героев нормализует просодику.

Вербальное творчество открывает широкие возможности для обогащения и активизации словаря, а также формирования навыков словоизменения и словообразования (например, колобок был сладким, а стал соленым; колобок катился, покатился, укатился, закатился; сел на лисью мордочку; избушка в лесу – лесная избушка и др.).

Игры-драматизации с матрешками, пальчиковым театром, использование тактильных и шаговых дорожек способствуют развитию мелкой моторики  дошкольников с ОВЗ.

Необходимо уделять внимание и воспитательному значению сказки. Логопед  в ходе реализации рефаш-технологии  может направить создание творческих рассказов детьми в нужное русло: добро, взаимовыручка героев, поддержка и помощь в трудной ситуации, любовь к родителям, послушание, - все это является духовно-нравственной основой воспитания дошкольников.

Планируемые результаты:

Ребенок:  сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно).

Таким образом, рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Такая сказка называется сэд-сказка. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Причем последовательность сюжета не меняется. Меняется только конец сказки и ее мораль.

Работа над сказкой осуществляется по правилам, изменение сказочного образа проходит по алгоритму. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств  ребенка с ОВЗ. Применение технологии на  логопедических занятиях позволяет вызвать интерес ребенка к вербальному творчеству, на основе интереса с помощью применения алгоритма и методических приемов формируется навык составления творческих рассказов, это способствует развитию самоопределения, что, в конечном итоге, благотворно влияет на позитивную социализацию ребенка с ОВЗ.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: «В.Секачев», 2014.
  2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. –М.: «АРКТИ», 2017.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования