ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [4].

В условиях изменения содержания образования, появления новых образовательных технологий, основанных на новых информационных возможностях, время требует от педагогов внедрения активных технологий обучения, ориентированных на практическую деятельность ребенка.

Современное общество расширило понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, считает, но и умеет «общаться» с компьютером. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному образованию - первому непрерывному звену образования, одна из главных целей которого - заложить потенциал всестороннего развития личности ребенка. Важное условие при этом - использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютеров [1].

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам - дошкольникам, следует адаптироваться к новому информационному веку. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно. Постепенно использование ИКТ входит в систему дошкольного образования [3].

Использование компьютера в дошкольном возрасте затрагивает многие аспекты учебного процесса и жизнедеятельности дошкольников. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают, что чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и машиной в будущем [6].

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти, внимания.

Изучение экспериментальных данных о применении новых информационных технологий в дошкольных учреждениях свидетельствуют о положительной эмоциональной реакции детей, о благотворном влиянии использования компьютерной техники на процесс воспитания и обучения дошкольников, о возможности применения компьютерных средств деятельности для развития познавательных процессов дошкольников, таких как мышление, внимание, воображение [1].

Использование компьютера открывает для воспитателя неограниченные возможности, но все, же применение его на занятиях осложнено тем, что отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе, нет регламента программы. Педагогам приходится самостоятельно разрабатывать методику работы с компьютерными технологиями [2].

Информационно-коммуникативные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса.

В своей работе я использую компьютер как средство:

  • создания электронной библиотеки;
  • копилки дидактических игр;
  • создание презентаций для образовательной деятельности детей;
  • в работе с родителями (создание презентаций для родителей, ведение странички на сайте ДОУ);
  • проведения мониторинга.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. От уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети ограничиваются односложными ответами.

Компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития детей. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека он играет [6].

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровье сберегающих технологий. Поэтому при использовании компьютера в работе с дошкольниками необходимо придерживаться следующих правил:

  1. занятия должны быть непродолжительными по времени (5 - 7 минут);
  2. необходимо следить за осанкой ребенка;
  3. проводить подвижные игры и физминутки после работы с компьютером;
  4. уточнить состояние здоровья ребенка, нет ли противопоказаний для работы за компьютером;
  5. использовать современный ЖК — монитор [5].

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

 

Применение компьютера влияет на мотивацию детей, позволяет им проявить оригинальность, стимулирует желание задавать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. Создается обстановка реального общения, в которой дети стремятся выразить свои эмоции словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

Для большей эффективности работы составляются презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей с включением анимационных картинок, элементов игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые становятся прекрасными помощниками при проведении занятий.

Опыт организации образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 328 с.
  2. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Куликов – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 128с.
  3. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. - М.: Новая школа, 1997. – 128с.
  4. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении / Р. М. Ревнивцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 67-69.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации режима в дошкольных образовательных учреждениях от 22 июля 2010 года №91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Ходакова Н.П. От точки до пейзажа: методическое издание / Н.П. Ходакова, Ю.А. Бревнова – М.: Обруч, 2012В условиях изменения содержания образования, появления новых образовательных технологий, основанных на новых информационных возможностях, время требует от педагогов внедрения активных технологий обучения, ориентированных на практическую деятельность ребенка.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. От уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования