"Шаг из круга"

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Педагогический проект 

«Шаг из круга»

(гуманизация образовательного пространства

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи)

ВВЕДЕНИЕ

 

Аннотация: в данном проекте изложены практические аспекты направлений  гуманизации образовательного пространства дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, основанные на многолетнем опыте работы автора. Показаны компоненты методических подходов к осуществлению личностно-ориентированной коррекции отклонений в познавательном  развитии детей с тяжелыми нарушениями речи. Описан прикладной аспект рассмотренной проблемы.

Ключевые слова: гуманизация; личностно-ориентированная коррекция; образовательное пространство; дети дошкольного возраста; тяжелые нарушения речи.

 

Актуальность проекта для образовательной практики

Под гуманизацией образовательного процесса понимается установление гуманных отношений между участниками этого процесса. Проблема гуманизации специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на настоящий момент весьма актуальна, и связана, прежде всего,  с личностно-развивающей функцией  психолого-педагогического взаимодействия в разрезе «ребенок с ОВЗ – педагог». Такой личностно-гуманистический подход  изменяет представление о целях коррекционного образования, требует пересмотра методов и приемов  обучения и воспитания детей с ОВЗ. 

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характеризуются, помимо речевого недоразвития, особенностями протекания высших психических функций и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Структура дефекта детей с ТНР требует углубленного понимания психолого-педагогического взаимодействия в ходе коррекционной работы с точки зрения личностно-гуманистических позиций. Гуманизация образовательного пространства подразумевает выработку  стойкой системы компонентов методических подходов к осуществлению личностно-ориентированной коррекции отклонений в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи, - что и является основной идеей представленного проекта «Шаг из круга».

Оптимизация личностно-гуманистического подхода в сфере специального образования дошкольников с ТНР улучшает количественные показания овладения ими речевыми навыками и, в конечном итоге, способствует их успешной социализации.

Реализация проекта проходила с детьми старшего дошкольного возраста с  ОВЗ (тяжелые нарушения речи) (12  чел.) в условиях инклюзивного образования в МБДОУ «Детский сад №122» Солнечный лучик» г.Чебоксары в 2018-2019 учебном  году.

Проект включает разработку, внедрение и  реализацию авторских инновационных технологий.

 

Основная часть конкурсной работы

 

Цель проекта: гуманизация образовательного пространства дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта:

- внедрение инновационных  технологий обучения, моделирующих исследовательское мышление детей с ТНР (на примере «рефаш-технологии»), 

-организация совместной логопедической деятельности на основе диалога и творческих игр  (на примере технологии «Вуден-тренинг»),

- подача нового материала с учётом субъектного опыта ребенка с ТНР с опорой на разные сенсорные каналы (на примере технологии «Логоцветокоррекция»);

- помощь в осмыслении жизненных задач, развитие творческих способностей детей с ТНР (на примере технологии «Магнитный театр колора «Радуга»).

Гипотеза  проекта: оптимизация личностно-гуманистического подхода в сфере специального образования дошкольников с ТНР улучшает количественные показания овладения ими речевыми навыками и, в конечном итоге, способствует их успешной социализации.

Специальные  педагогические условия для внедрения проекта:

– разнообразие и вариантность работы с детьми.

Новизна обстановки, необычное начало педагогической ситуации, разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся сюжеты игр, возможность выбора, – вот что обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

- учет индивидуальных особенностей развития.

Прежде всего, это характер протекания психических процессов, лежащих в основе восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны со структурой дефекта, а также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностью и направленность его личности.

–бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Когда дети овладевают предложенной  деятельностью с большим трудом, они не всегда могут создавать ситуации в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к совместной деятельности, заронить неуверенность в себе. Правильнее было бы поговорить с ребенком отдельно. Если у него что-то не получается, следует уделять ему больше внимания, используя дополнительную дозированную помощь. Необходимо выделить детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности.

- мотивация.

Следует заинтересовать детей, создать мотивационные предпосылки для совместной деятельности.

- развивающая предметно-пространственная среда.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4. ФГОС ДО). Для реализации проекта необходим разнообразный материал и разнообразное оборудование.

- достаточный уровень квалификации педагогов.

Профессиональный педагог строит каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, творческого разнообразия решений. Педагог опирается, прежде всего,  на дефектологические знания в ходе вовлечения дошкольников с ОВЗ в совместную  деятельность.

Универсальность проекта:

Применение проекта  возможно в ДОУ общеразвивающего вида в условиях инклюзивного обучения, в ДОУ компенсирующего вида,  группах  комбинированной направленности, на консультационных пунктах для детей с ОВЗ.

Возрастная категория: дети дошкольного (4-7 лет) возраста.

Сроки реализации проекта: август 2018 – июнь 2019 года.

Этапы реализации проекта:

-Начальный этап (август).

-Подготовительный (сентябрь).

-Основной (октябрь-май).

А) реализация авторской технологии «Рефаш-технология»,

Б) реализация авторской технологии «Вуден-тренинг»,

В) реализация авторской технологии «Логоцветокоррекция»;

Г) реализация авторской технологии «Магнитный театр колора «Радуга».

-Заключительный (июнь).

Идейные основы второго (основного) этапа

(краткое описание авторских технологий)

Рефаш-технология

Рефаш-технология  (от  англ. re-fuse – изменение образа)  - это инновационная  логопедическая технология  развития  связной  речи  детей старшего  дошкольного  возраста с ТНР, основанная  на  изменении  образа  сказочного  героя  с  целью  формирования  навыков  составления  творческих  рассказов  на  основе  знакомых сказочных  сюжетов.

Цель технологии: формирование  у дошкольников с ТНР навыков  составления  творческих  рассказов  на  основе  знакомых сказочных  сюжетов.

Задачи:

  1. Учить сочинять небольшую сказку по теме, рассказывать о своих впечатлениях по увиденному и услышанному в ходе реализации сказочного сюжета, высказываться по содержанию сказки (с помощью взрослого и самостоятельно).
  2. Развивать навыки вербального творчества с помощью изменения образа сказочного героя; формировать звукопрозносительную и лексико-грамматическую сторону речи.
  3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности (чувство сопереживания сказочным героям, стремление помочь попавшим в беду, любовь к родителям, послушание и др.).

Возрастная категория: дети 5-7 лет с ТНР.

Правила  применения  рефаш-технологии:

  1. Используемая в ходе реализации технологии сказка должна быть с «печальным сюжетом» (сэд-сказка), после трансформации образа героя сюжет становится «счастливым».
  2. Сэд-сказка должна быть небольшой по объему и знакомой детям.
  3. Количество героев  сказки уменьшать не рекомендуется (увеличивать можно, но не более, чем на 1-2 героя).
  4. Последовательность событий сказки не меняется (можно добавлять 1-2 события после воспроизведения основных событий).
  5. Образ героя, подвергшегося изменению, меняется в лучшую сторону (герой должен стать хорошим или еще лучше).
  6. Трансформированная сказка  должна  содержать  поучительный  смысл (мораль можно изменить, исходя из вновь выстроенного сюжета).

Алгоритм реализации рефаш-технологии:

- Выбор педагогом знакомой детям  сэд-сказки.

- Определение количества  героев и называние их (совместно с детьми).

- Определение  причины  «грустного (печального)  конца»  (совместно с детьми).

- Выбор  героя  для  изменения образа (совместно с детьми).

- Изменение  образа  выбранного  героя (совместно с детьми).

- Определение  «счастливого  конца сюжета»  (совместно с детьми).

- Составление  творческих  рассказов  детьми.

В ходе реализации технологии возможно использование следующих сэд-сказок: русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Липовая нога», «Лечея-плачея», «Присяга», «Волк и лиса» и др.

При работе над сэд-сказками, помимо развития связной речи, также проводится  работа по коррекции звукопроизношения, нормализации просодических компонентов,   формированию лексико-грамматической стороны речи  у дошкольников с ТНР.

Необходимо уделять внимание и воспитательному значению сказки. Логопед  в ходе реализации рефаш-технологии  может направить создание творческих рассказов детьми в нужное русло: добро, взаимовыручка героев, поддержка и помощь в трудной ситуации, любовь к родителям, послушание, - все это является духовно-нравственной основой воспитания дошкольников.

Планируемые результаты:

Ребенок:  сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно).

Таким образом, рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Такая сказка называется сэд-сказка. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Причем последовательность сюжета не меняется. Меняется только конец сказки и ее мораль.

Работа над сказкой осуществляется по правилам, изменение сказочного образа проходит по алгоритму. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств  ребенка с ТНР. Применение технологии на  логопедических занятиях позволяет вызвать интерес ребенка к вербальному творчеству, на основе интереса с помощью применения алгоритма и методических приемов формируется навык составления творческих рассказов, это способствует развитию самоопределения, что, в конечном итоге, благотворно влияет на позитивную социализацию ребенка с ТНР.

Вуден-тренинг

Вуден-тренинг (от англ. wooden – деревянный) - интерактивный метод социально-психологического обучения и развития личности ребенка с ТНР посредством использования деревянных пособий и игрушек.

Вуден-тренинг (от англ. Wooden – деревянный) – коммуникативная  инновационная  методика  развития ребенка дошкольного возраста с использованием деревянных пособий и игрушек (вуден-тренажеров).

Вуден-тренажеры обладают определенным преимуществом: они благотворно стимулируют ребенка, способствуют его поступательному развитию; под их воздействием развиваются  тактильные навыки, моторные функции; исследование и осязание различных тренажеров обогащает информационное поле ребенка-дошкольника.

Преимущества применения  деревянных вуден-тренажеров заключаются в следующих их  качествах:

  • Экологичность (такой продукт полностью безопасен для ребенка).
  • Долговечность (дерево тяжело сломать, игрушки хранятся долго, не требуя особых условий ухода за ними).
  • Простота в уходе (для чистки изделия достаточно протереть его мыльным раствором или обычной влажной тряпкой).
  • Натуральность (дерево позволяет чувствовать тепло, фактуру, структуру материала, оно имеет приятный запах).
  • Реальность (дошкольник исследует мир на запах, вкус и ощущения. Плюсы деревянных игрушек в том, что они помогают почувствовать реальный вес изделия, его плотность).

Вуден-тренинги содействуют объединению коллектива детей, формируют у них необходимые качества личности, способствуют преодолению замкнутости и чувства неуверенности.

Возрастная категория: дошкольники от 5 до 7 лет.

Цель вуден-тренига: создание условий, открывающих возможности для социализации, развития личности, инициативы и креативных  способностей  ребенка на основе общения  со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат: приобретение  ребенком способности к  коммуникации, выработка поведенческих функций, налаживание взаимоотношений с товарищами, педагогами.

Оборудование:

5-7 лет: мозаики, пазлы, лабиринты-серпантинки,  наборы-мастерилки, головоломки, наборы строительных блоков с деревянной корой, счетный материал, матрешки – сказочные герои, логические игры, волчки, наборы для сюжетных игр.

Рекомендуемая продолжительность вуден-тренинга:

- от 5 до 6-ти лет -  25 минут,

- от 6-ти до 7-ми лет -  30 минут.

Технология проведения:

Тренинговые занятия (вуден-тренинги)  требуют вовлечения, адаптации детей к новому, к новым приемам  работы, к особенностям оформления пространства. Рекомендуется с самого первого их применения вводить определенные нормы и обязательные процедуры и придерживаться их  на всем протяжении внедрения данной методики. Дошкольники должны адаптироваться к определенной структуре занятия, понять ее внутреннее значение.

Примерная структура вуден-тренинга  может выглядеть следующим образом:

  1. Организационный момент:

- Приветствие.

  1. Мотивационный этап:

-Разминка.

-Вовлечение в тему тренинга.

  1. Практический этап:

-Игровые ситуации, позволяющие освоить основное содержание тренинга.

  1. Рефлексивный момент:

-Рефлексия прошедшего занятия.

-Прощание.

Приветствия и прощания – это границы вуден - тренинга. В качестве приветствия можно использовать: дыхательную, мимическую, артикуляционную, пальчиковую  гимнастику с подтекстом  приветствия.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале тренинга, но и между отдельными упражнениями в случае, если педагог видит необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и др.

Введение в тему текущего вуден-тренинга может быть осуществлено на этапе тематической разминки, либо это может быть самостоятельный этап занятия. Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения детей тему и основную задачу тренинга (во что будем играть?), но и замотивировать на совместную игру (как мы будем играть?). На этом этапе возможно использование загадок, логических простейших задач, игр с «чудесным мешочком», рассматривание иллюстраций, чтение небольших отрывков литературных произведений.

Игры и упражнения, направленные на освоение основного содержания тренинга - это разнообразные социо-игровые действия с использованием вуден-тренажеров. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста детей, с опорой на реализуемую программу, и решают следующие задачи:

  • Старший возраст (5-6 лет) – дальнейшее развитие игрового опыта и усложнение игрового сюжета, формирование навыков по организации предметного пространства собственной игры через совместные с педагогом игры (с мозаиками, пазлами, лабиринтами-серпантинками, наборами-мастерилками, головоломками, наборами строительных блоков).
  • Старший возраст (6-7 лет) - регуляция самостоятельности и инициативности при выборе и воплощении детьми игр разных видов; контроль перехода к играм – фантазированиям (с головоломками, наборами строительных блоков, счетным материалом, матрешками – сказочными героями, волчками, наборами для сюжетных игр).

Формы достижения социо-игровой активности в ходе тренинга:

- Игры с правилами, меняющиеся в зависимости от ситуации («Пройди по лабиринту»).

- Соревновательные игры («Кто быстрее соберет пирамидку?»).

- Театрализованные игры («Покажи сказку с матрешками»), режиссёрские игры («Поиграем с  палочками»).

- Ролевые игры (тематические игры со специальными  наборами).

- Сказкотерапия («Придумай сказку»).

- Куклотерапия («Поиграем с матрешкой»)

-Ситуации, направленные на создание фактора успеха и комфортности («Помоги собрать головоломку»).

- Самопрезентация («Я люблю играть с…»).

Необходимо помнить, что основной целью практического этапа вуден-тренинга является не манипулятивное действие с вуден-тренажерами, а формирование игровой деятельности ребенка в ходе совместных игр со сверстниками.

В конце тренинга, перед прощанием, проводится рефлексия психо- эмоционального состояния участников по типу упражнения «Погода настроения». 

Рефлексия занятия в старшем дошкольном возрасте предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось) и смысловом (зачем мы это делали).

В качестве прощания целесообразно  использовать небольшие стимулирующие стихотворения.

Планируемые результаты:

-   развитие   у детей   чувства взаимопомощи и стремления к конструктивному сотрудничеству;

- формирование у детей нормативного социального поведения; реализация их  потенциала развития; и создание предпосылок и условий для достижения успеха в образовании.

Логоцветокоррекция

Логоцветокоррекция – технология, подразумевающая   вербализацию   под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка-дошкольника с ТНР и развития его устной речи. Технология логоцветокоррекции основана на  цветотерапии  (влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека). Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм ребенка, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние. Так, например, красный цвет используют активные, непоседливые дети; оранжевый – дети-весельчаки; желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией;  зеленый цвет – те, кому не хватает материнской заботы; голубой и синий цвета предпочитают спокойные дети; фиолетовый цвет  выбирают       чуткие,   нежные,    ранимые      и  очень   эмоциональные дети; черный цвет выбирают дети, подвергшиеся стрессу. Поэтому при внедрении технологии учитывается      модальность      цвета каждого ребенка индивидуально.

Коррекция психоэмоционального состояния детей проводится по направлению от красного цвета к синему.

Этапы логоцветокоррекции:

  1. Определение любимого цвета ребенка для проведения   индивидуальной   логоцветокоррекции.
  2. Определение длительности   прохождения   следующих   этапов логоцветокоррекции:         красный,     оранжевый,      желтый,    зеленый, фиолетовый,   синий   (для   осуществления   фронтальной   логоцветокоррекции). Как правило, на «красный» и «оранжевый» этапы коррекции  отводится по 1 занятию, зеленый и фиолетовый – по 2 занятия, желтый – 3 занятия, а синий – 4 занятия (итого до 13 занятий).

Активность и непоседливость детей направляется в русло творческой   активности,   спокойствия   и   уравновешенности.  

  1. Осуществление индивидуальной и   фронтальной   логоцветокоррекции.

Примерная        методика      фронтальной        логоцветокоррекции  (НОД) (старший дошкольный возраст):

  1. Мотивирование   детской   деятельности.   Нетрадиционное  начало занятия. Установление контакта.
  2. Исследование      предметов     и  явлений    живой    и  неживой природы     (обследование).     Определение      преобладающего  цвета в окружающей обстановке и одежде детей и логопеда (заранее с родителями обговаривается преобладающая модальность).
  3. Подготовленное чтение детьми с ТНР разноцветных стихов (с учетом их речевых возможностей).
  4. Рассказывание   логопедом   разноцветной   сказки.   Ответы по содержанию.
  5. Игра-драматизация по рассказанной сказке. Импровизация.
  6. Рисование по заданию или замыслу одним цветом (карандаши, акварель, гуашь).
  7. Выставка рисунков. Выборочный рассказ детей о нарисованном.

    Примерная       методика      индивидуальной      логоцветокоррекции (НОД) (старший дошкольный возраст):

  1. Организационный момент, сообщение темы занятия.
  2. Характеристика   звука   по   артикуляционным   и   акустическим признакам.
  3. Пальчиковая гимнастика (в соответствии с нужным цветом персонажа).
  4. Артикуляционная        гимнастика     («Путешествие      Язычка     в (желтую, синюю и др.) страну»).
  5. Автоматизация       звука   (изолированно,      в  слогах,  словах, предложениях)   на   цветовом   полотне   нужной   модальности.
  6. Физкультминутка       (в  соответствии     с  цветом    логоцветокоррекции).
  7. Звуковой и слоговой анализ (слова нужной цветовой модальности или с элементами нужного цвета).
  8. Согласование прилагательного с существительным (прилагательное зависит от цвета логоцветокоррекции). Составление предложений с полученными словосочетаниями.
  9. Придумывание разноцветной сказки (по итогам составления предложений).
  10. Итог занятия. Поощрение.

Планируемые результаты:

Инклюзивный  эффект   предполагает   развитие   у   здоровых   детей   терпимости   к недостаткам сверстников, чувства взаимопомощи и стремления  к сотрудничеству; формирование у детей с тяжелыми нарушениями речи положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полную реализацию потенциала развития в обучении и воспитании; обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Психотерапевтический эффект  предполагает развитие (воспитание) интереса у детей, снижение эмоциональной напряженности,   деструктивных   форм   поведения   (агрессивности,   расторможенности, тревожности), достижения психологического комфорта и позитивных чувств.

Развивающий  эффект           предполагает   адаптацию   в   социуме, развитие творческого и личностного потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их, развитие психических процессов у детей, в том числе и речи.

Воспитательный эффект  предполагает сохранение и укрепление психического здоровья детей, познание себя и окружающего мира.

Магнитный театр колора «Радуга»

Самым доступным видом искусства  для  дошкольников с ТНР является театрализованная деятельность. Она  дает  возможность ребенку  удовлетворить его любые желания  и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии,  активизировать  словарь и звуко-произносительную сторону речи. Театрализованная   деятельность  является  неисчерпаемым  источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Кроме того, театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Основная цель - это  формирование у детей с ТНР слушательской и зрительской культуры, обогащение жизненными  впечатлениями, реабилитация личностных качеств, помощь в осмыслении жизненных задач, развитие творческих способностей.

Модель организации театрализованной  деятельности  детей с ТНР «Магнитный театр колора «Радуга» позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитания:

-Игра цвета позволяет коррегировать психоэмоциональное состояние ребенка-дошкольника и развивать зрительное восприятие.

-Использование магнитных фигурок способствует развитию мелкой моторики и формированию пространственных представлений.

-Обыгрывание сюжета «цветной» сказки ставит своей целью формирование звуко-произносительной стороны речи и развитие связного монологического высказывания.

-Подготовка к режиссерской игре с помощью театра «Радуга» развивает мыслительные процессы и творческие способности.

Идейной основой театра  является логоцветокоррекция.

Цветовой фон в ходе воспроизведения  режиссерской игры меняется с помощью разноцветных лампочек, создающих подсветку магнитной доски. Выбор фона зависит от психоэмоционального состояния ребенка или группы детей:

Красный цвет активизирует внимание и работоспособность.

Оранжевый цвет помогает справиться с грустным настроением.

Желтый цвет помогает в развитии творческих способностей.

Зеленый цвет воздействует успокоивающе при излишнем возбуждении.

Фиолетовый цвет склонен к пробуждению фантазий.

Синий цвет самый благоприятный – способствует достижению поставленных целей.

Методические приемы

  1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
  2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
  3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
  4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
  5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
  6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний.
  7. Проигрывание отрывков из сказок, передающих различные черты характера героев сказки.
  8. Проигрывание этюдов.
  9. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации.
  10. Театрализованная режиссерская игра. 

    Средства обучения

    - плоскостные магнитные куклы.

    Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Сюда же можно отнести картинки на плотной основе по типу фланелеграфа. Картинки на плотной основе изготавливаются из картона, с обратной стороны приклеивается магнит.

     -магнитный мольберт, магнитная настольная доска;

    -светильник с набором разноцветных ламп (светильник на прищепе  крепится на верхнюю часть магнитного мольберта или сбоку на полотно стола, если используется настольная магнитная доска);

    -воспроизводящее устройство для аудиофайлов (магнитофон, плейер, телефон и др.).

    В качестве литературного материала рекомендуется использование авторских интерактивных психологических сказок для детей с ОВЗ (см.Приложение 3).

    Планируемые результаты:

    К 7 годам:

    1) содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества; дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного;

    2) возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают магнитные фигуры. Развитие фантазии, достаточный уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять фигуру ролью вне зависимости от ее образного решения.

    3) использование различных предметов-заместителей;

    4) возникают совместные режиссерские игры. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают необходимые фигуры или изготавливают их самостоятельно, исполняют роли (каждый за своего персонажа).

    Ожидаемые результаты от реализации проекта:

    Дети 5-7 лет с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи): 

    -улучшатся  навыки общения и взаимодействия  со взрослыми и  сверстниками в процессе достижения поставленных целей;

    -повысится уровень самостоятельности, целенаправленности и  саморегуляции собственных действий;

    -сформируются некоторые практические навыки и умения поведения в разнообразных жизненных ситуациях.

    Взрослые (родители, посторонние взрослые):

    -появится  интерес к совместной с детьми деятельности;

    -улучшатся  навыки общения и взаимодействия с  детьми;

    -повысится уровень ответственности за социализацию детей с ТНР.

    Педагоги:

    -приобретение практических навыков гуманизации образовательного пространства для детей с ОВЗ.

    Социальные партнеры проекта:

    -МАУ «Центр развития дошкольного образования» г.Чебоксары;

    -МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» г. Чебоксары.

    Целевые  группы:

    Дети: предварительная практическая готовность ребенка с ТНР к социальной  жизнедеятельности.

    Взрослые: совместная конструктивная деятельность.

    Педагоги: практика организации гуманистического пространства для детей с ОВЗ.

    МБДОУ: опыт работы по организации ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников с ТНР.

Участники проекта (см.табл.1)

Таблица 1 – Участники проекта

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Должность в проекте

Основные обязанности по проекту

1

2

3

4

Арсентьева А.А.

Заведующий

Руководитель

Руководство проектом

Данилова З.В.

 

Старший воспитатель

Ответственный за методическое сопровождение

Организация методического сопровождения проекта

Добрынина Е.В.

Учитель-логопед

Разработчик проекта. Ответственный за  организационные вопросы  и проведение НОД

Решение организационных вопросов, организация и проведение НОД

Алексеева О.А.

Педагог-психолог

Куратор. Ответственный  за  диагностику и тренинги

Организация и проведение диагностики и тренингов

Смолина Т.А.

Воспитатель

Куратор. Ответственный за проведение НОД

Участие в проведении НОД

Агентова А.П.

Воспитатель

Куратор. Ответственный за проведение НОД

Участие в проведении НОД

Выросова А.В.

Воспитатель

Куратор. Ответственный за проведение НОД

Участие в проведении НОД

Механизмы  реализации  проекта

Начальный этап (август 2018 года) (см. табл.2)

Таблица 2 - Начальный этап

Задачи этапа

Направления

Мероприятия

Ресурсы

Ответственные

1

2

3

4

5

Привлечь педагогов ДОУ и родителей к участию в проекте

 

Информацион

ное

Презентация проекта на педсовете и родительском собрании

Мультимедий

ное сопровождение

Арсентьева

А.А.

Данилова З.В.

Создать условия для реализации проекта

Методическое

Изучение и корректировка  внутренних условий

 

Организация пространственной среды

Данилова З.В.

Выявить уровень самостоятельности, активности

и инициативности (см. рис.1)

 

Выявить характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей

Диагностичес

кое

Проведение диагностичес

ких обследований:

-опросники (см. Приложение 1, 2)

Диагностический инструментарий:

-опросники

Алексеева О.А.

 

Подготовительный этап (сентябрь 2018 года) (см. табл.3)

 Таблица 3 - Подготовительный этап

 

Задачи этапа

Направ-

ления

Мероприя-

тия

Ресурсы

Ответст-

венные

1

2

3

4

5

Развитие навыков общения и взаимодействия  ребёнка со взрослыми и 

сверстниками в процессе достижения поставленных целей

Развивающее

Психологические игры-тренинги:

-Я и мы

-Пойми меня

-Давайте сделаем вместе

Шипицына Л.М. Азбука общения

Добрыни

на Е.В.

Алексеева О.А.

Становление  у старших дошкольников самостоятельности, активности и инициативности 

Развивающее

Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов

-Игры-задания

-Выполнение поручений

-Коммуникатив-

ный тренинг-анализ ситуации

Предметная среда группы

Алексеева О.А.

 

Развитие  творческих навыков в продуктивной деятельности

Практическое

Совместная деятельность педагога с детьми:

продуктивная деятельность

 

 

Уголки творчества и самостоятель

ной деятельности с набором принадлежнос

тей для творческой активности дошкольников

Добрыни

на Е.В.

воспитате

ли групп

Выявление характера проявлений эмпатических реакций и поведения у детей

(промежуточная диагностика) (см.рис.2).

Диагностичес

кое

 

Проведение диагностичес

ких обследований:

-опросник (см. Приложение 2)

Диагностичес

кий инструмента

рий:

-опросник

Алексеева О.А.

 

Промежуточные результаты:

-улучшатся навыки общения и взаимодействия  со взрослыми и сверстниками в процессе достижения поставленных целей;

-повысится уровень самостоятельности, активности и инициативности;

- повысится уровень эмпатии, обусловленный опытом нравственных ценностей и отношений;

-улучшатся некоторые практические навыки и умения творческой деятельности в совместной деятельности со сверстниками в процессе изготовления поделок.

 

Основной этап (октябрь 2018 – май 2019) (см. табл.4)

 Таблица 4 - Основной этап

Реализация авторских технологий:

-«Логоцветокоррекция»

(8 НОД)- 1 неделя каждого месяца,

 

-«Вуден-тренинг»

(8 НОД) – 2 неделя каждого месяца,

 

-«Рефаш-технология»

(8 НОД) – 3 неделя каждого месяца,

 

-магнитный театр колора «Радуга»

(8 НОД) – 4 неделя каждого месяца.

Практическое

Совместная деятельность педагога с детьми: изготовление игр

 

 

Оборудование для реализации технологии

 

 

 

 

Добрыни

на Е.В., воспитатели групп

 

 

Заключительный этап (июнь 2019 года) (см. табл.5)

Таблица 5 - Заключительный этап

Задачи этапа

Направления

Мероприятия

Ресурсы

Ответственные

1

2

3

4

5

Изучить и проанализировать результаты проведенной работы, ее эффективность

 

 

Аналитичес

кий

 

 

 

 

 

 

Просветитель-ский

Проведение диагностичес-

ких обследований (авторская методика - Приложение 4)

Публикация проекта,

размещение информации на сайтах ДОУ

Диагностический инструментарий:

опросник

 

 

 

 

 

Сеть Интернет

Алексеева О.А.

 

 

 

 

 

 

 

Данилова З.В.

 

Результаты проекта:

Предварительно установлена эффективность внедренных компонентов методических подходов с целью гуманизации образовательного пространства дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и повышения эффективности коррекционной работы (+ 7% в сравнении с традиционным подходом).

Определены компоненты методических подходов к осуществлению личностно-ориентированной коррекции отклонений в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

Прикладной аспект описанной проблемы может быть реализован в образовательных организациях компенсирующего, комбинированного и общеразвивающего видов, в которых реализуются адаптированные образовательные программы для детей с тяжелой речевой патологией.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое обеспечение:

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы. –М., 2014.

-Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

-Шипицына Л.М. Азбука общения. –СПб., 2010.

Материальные ресурсы:

-ноутбук;

-мультимедийный проектор;

-принтер;

-фотоаппарат.

Распространение результатов проекта

-Творческий отчет о проделанной работе и презентация результатов проекта на педагогическом совете и родительском собрании.

-Размещение информации на сайте ДОУ.

-Тематическая фотовыставка и выставка рисунков.

-Публикация проекта в сборнике.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного экспериментального исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Таким образом, оптимизация личностно-гуманистического подхода в сфере специального образования дошкольников с ТНР улучшает количественные показания овладения ими речевыми навыками и, в конечном итоге, способствует их успешной социализации.

Литература

 

  1. Добрынина Е.В. Актуальные вопросы конструктивного взаимодействия логопеда и воспитателя в детском саду общеразвивающей направленности // Комплексное сопровождение детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья: сборник научно-методических статей / отв.  ред.   Т. Н. Семенова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т,    С.75-78.
  2. Добрынина Е.В. Возможности применения  рефаш-технологии в логопедической работе  с дошкольниками с ОВЗ // Инклюзивное   образование:   педагогические   практики,  опыт   и   перспективы: сборник научных статей [Электронный ресурс]  / отв. ред. С.В. Ильина, Т.Б. Митина. – Чебоксары: Центр образования и комплексного сопровождения детей, 2019. –С.33-35.
  3. Добрынина Е.В. Логоцветокоррекция как средство инклюзии детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательную среду // Инклюзивное          образование:        преемственность          инклюзивной   культуры      и  практики:     сборник     материалов      IV   Международной  научно-практической          конференции        /  гл.  ред.   С.В.   Алехина.    – М.: МГППУ, 2017. С.427-430.
  4. Добрынина Е.В. Рефаш-технология в обучении творческому рассказыванию детей с ОВЗ // Материалы межрегиональной заочной интернет-конференции "Реализация инклюзивного образования: эффективные практики": электронный сборник, посвященный 85-летию Чувашского республиканского института образования. - Чебоксары, 2019.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Диагностика эмоциональной сферы

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»

(А.М. Щетинина)

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Диагностика проявлений самостоятельности, активности и инициативности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Авторские интерактивные  разноцветные  психологические  сказки 

для  детей с ОВЗ

 

Интерактивные психологические сказки-представления подразумевают вовлечение дошкольников с ОВЗ в театрализованную деятельность: изготовление атрибутов к режиссерской игре, вхождение в ролевую ситуацию, разыгрывание представления. Ребенок в ходе театрализованной игры может принимать на себя роль артиста или зрителя.  Данный вид совместной деятельности несет в себе и реализацию коррекционных задач: развитие общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков, формирование сенсорных представлений, развитие связной речи. Весь комплекс решаемых задач в итоге направлен на позитивную социализацию дошкольников с ОВЗ.

Основная цель: социальная адаптация детей с ОВЗ  (вхождение ребенка в коллектив сверстников; принятие норм, правил поведения, существующих в обществе; приспособление к условиям пребывания, в процессе которых формируются самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими).

Каждая театрализованная режиссерская игра начинается ритуалом «Шаг и круга».

Дети до начала игры договариваются, какой цвет сказки они выбирают (зеленый, желтый, синий).

Затем дети встают в круг, берутся за руки, ходят по кругу и произносят слова:

Вот по кругу мы идем

И секрет с собой несем.

Раз, два, три –

Из круга выходи!

Цвет любимый назови!

После того, как дети произнесли слова, они  отпускают руки, делают шаг назад и хором называют выбранный цвет.

Этот цвет становится ведущим в ходе реализации режиссерской игры.

«Остров зеленых треугольников»  (зеленая сказка)

Подтекст: я - не другой, я - такой же!

Действующие лица:

рассказчик – педагог,

первый треугольник – ребенок,

второй треугольник – ребенок,

третий треугольник – ребенок,

четвертый треугольник – ребенок,

пятый треугольник (маленький) – ребенок.

На одном далеком острове в океане жили-поживали зеленые треугольники. И было их столько, сколько у нас пальцев на одной руке. Дети, а сколько? (Дети: их было ровно пять).

Жили они  дружно, весело, без забот. Все. Кроме одного, который был меньше других. То есть, четыре треугольника были – большими, а пятый – …. (Дети: маленьким). Большие треугольники не придавали этому совершенно никакого значения и даже не замечали, что один из них – маленький. А плохо было именно ему, маленькому. Маленький треугольник все время думал: «Я не большой, а … (Дети: маленький). Все – веселые, а я – … (Дети: грустный). Я – не такой как они, я(Дети: другой). Какая от меня польза?». И эти мысли угнетали его целый день, с утра до… (Дети: вечера). И выглядел он действительно грустным и подавленным, хотя виду своим друзьям старался не подавать.

Но однажды произошла такая история. Приплыл к острову по океану корабль. На этом корабле был маленький помощник капитана – юнга.

Пока команда отдыхала, юнга вышел на берег острова. Он был еще маленьким, совсем ребенком, и ему, как и другим детям, захотелось поиграть. Увидел он, что на острове есть только зеленые треугольники, и ничего больше нет. Вот и стал он играть с ними.

А как можно играть с треугольниками? Ну конечно, строить разные фигуры. Юнга этим и занялся. К нему быстро подбежали большие треугольники. Так как маленький  треугольник был неуверен в себе, он стоял в стороне.

(Распределение ролей треугольников между детьми).

И стал строить юнга елочку. А треугольники старались, помогали ему.

-Я встану сюда,- сказал первый треугольник.

-А я сюда, - сказал второй треугольник и встал на первый.

-Я буду здесь, - сказал третий треугольник, и взгромоздился на второй.

-А я – здесь, - сообразил четвертый треугольник.

Юнга подумал  и сказал:

-А этот – сюда,  – и поставил макушку.

Как вы догадались, это был самый маленький треугольник.

И выросла на острове вот такая зеленая елочка:

Мальчику захотелось построить домик.

-Я буду полом, - сказал первый треугольник.

-А я –потолком, - сказал второй треугольник.

-А мы – стенами, - дружно ответили третий и четвертый треугольники, и встали по бокам.

 -А крыша где? Да вот она, - треугольники посмотрели на маленького.

А тот еще неуверенно, но уже сам встал на свое место.

И появился на острове вот такой зеленый домик:

-А давайте сделаем лягушонка! – предложил юнга.

-Мы будем лапками, правой и левой, - сказали первый и второй треугольники.

-А из нас получится голова, - сообразили третий и четвертый.

-Здесь точно не хватает меня! – подумал маленький и бегом побежал на свое место.

А зеленый лягушонок ожил и прыгнул в океан.

И тут юнга вспомнил, что пора ему возвращаться на свой корабль.

-До свидания, треугольники, - весело прокричал он и помахал им рукой.

А вечером, когда огромное солнце закатывалось в океан, маленький зеленый треугольник, засыпая, подумал: О чем? (ответы детей).

«Нет! Я – не другой, я такой же, я нужен и могу принести пользу, как и все!».

 И с тех пор стал он жить весело, без забот.

«Город спящих человечков» (желтая сказка)

Подтекст: оглянись вокруг и увидишь, как прекрасен этот мир.

Действующие лица:

рассказчик – педагог,

4 ребенка.

А вы знаете, что далеко-далеко существуют необычный город? Это город спящих человечков.  В этом городе в своих домах много-много лет спят маленькие человечки и никак не могут проснуться. Спят они и днем, и … (дети: ночью). Спят они и зимой, и … (дети: летом). Спят они и весной, и … (дети: осенью).  Узнала об этом волшебная фея, и решила разбудить человечков от глубокого сна. Но как это сделать? Отправилась фея в этот город. Что же она там увидела?

В городе всегда стояла ночь. Солнышко на небе не показывалось. Взмахнула фея волшебной палочкой – и взошло над городом желтое радостное солнышко (изготовление 1 ребенком солнца из желтой бумаги).

2 ребенок: Желтенькое солнце!

                  Засвети скорей!

                  Освети нам город-

                  Станет веселей!

Оглянулась фея, а в городе нет ни одной дороги, по которой могут бегать человечки. Снова взмахнула она волшебной палочкой, и в городе появилась желтая дорога (изготовление 3 ребенком дороги).

4 ребенок: По дорожке желтой

                  Ножки побежали.

                  Всех детишек в городе

                  Мы с собою взяли.

А окна домов все равно оставались темными. Человечки не просыпались! Что же делать? И тут фея взмахнула волшебной палочкой, и черные окна домиков стали желтыми. В квартирах стало светло и уютно  (изготовление окон всеми детьми).

И произошло чудо: человечки стали просыпаться, выходить на улицу, бегать по желтой дорожке и радоваться желтому солнышку!

А добрая фея улыбнулась, взмахнула своими волшебными крылышками и улетела в другую сказку.

«О том, как синий слоненок научился ходить, слышать и говорить» (синяя сказка)

Подтекст: ничего не бойся, учись.

Действующие лица:

рассказчик – педагог,

мама-слониха – ребенок,

слоненок – ребенок,

мальчик – ребенок.

Жил на свете маленький синий слоненок. Он был таким маленьким, что еще не мог ходить, слышать, что говорят люди, и сам не мог разговаривать с людьми. Как вы догадались, жил он вместе с людьми со своей мамой-слонихой. Мама возила его в коляске на прогулку, кормила вкусными бананами и показывала красочные картинки. Так продолжалось очень долго. И однажды мама устала. Она сказала своему любимому слоненку:

-Сыночек! Я тебя очень люблю! Но я устала. Тебе самому надо научиться ходить, слушать и говорить.

Слоненок испугался: ведь ничего этого он не умел, и ему было очень страшно! Он даже немного заплакал.

Мама прижала слоненка к себе и ласково сказала:

-Не бойся, я тебе помогу.

Мама-слониха посмотрела на маленькие ножки слоненка и сказала:

-Ножки-ножки, бегите по дорожке.

(4 ребенка вырезают 2 круга и 2 полукруга из синей бумаги).

Слоненок неуверенно встал на свои маленькие ножки и сделал первый шаг. Он покачнулся, но мама была рядом. Она поддерживала своего слоненка. Слоненок сделал второй шаг, затем третий и четвертый. И с каждым разом шаги были увереннее. И вот мама отпустила его, и он сам зашагал по дорожке. Сколько было радости! Слоненок весело засмеялся. Теперь он сам умел ходить! И он сказал:

-Мои ножки бегут по дорожке!

На следующий день мама-слониха склонилась над ушками слоненка и сказала:

-Все, что скажет человек,  слышит ушко вовек.

(ребенок вырезает круг из синей бумаги).

И случилось невероятное: слоненок услышал, как говорят люди. Он поворачивал свою голову то направо, то налево (дети двигают головой вправо-влево) и внимательно слушал, о чем говорят люди. И он радостно сказал:

-Все, что скажет человек, мои ушки слышат вовек.

Наступил третий день. Слоненок уже ждал, что мама научит его разговаривать с людьми. Но мама с самого утра ушла за вкусными бананами и почему-то долго не возвращалась. Слоненок уже стал беспокоиться. Но тут к нему подошел человек. Это был мальчик. Он сказал слоненку:

-Пойдем играть!

А слоненок уже слышал и понимал, что говорят люди. Он тоже любил играть, и с большой охотой побежал за мальчиком. Слоненок и мальчик стали играть с мячом. Мальчик бросал мяч слоненку, а слоненок ловил. В самом разгаре игры мяч залетел высоко на дерево и застрял. Мальчик огорчился и сказал:

-Что же теперь делать?

Слоненку очень сильно захотелось помочь своему новому другу, он поднял голову к веткам деревьев, где застрял мячик, и вдруг неожиданно произнес:

-Я достану!

(2 ребенка вырезают 2 полукруга из синей бумаги).

И в этот момент у слоненка вырос хобот! Он протянул хобот к мячу, и легко сбросил его на землю.

Мальчик от радости засмеялся.

Тут и мама-слониха вернулась. Она была очень рада

за своего сына. Он теперь мог ходить, слышать людей и разговаривать с ними.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Методика оценки эффективности проекта «Шаг из круга»

 

Лист оценки

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Дата________

Критерии

Шкала

навыки  взаимодействия  со взрослыми и  сверстниками в процессе достижения поставленных целей

 

уровень самостоятельности, целенаправленности и  саморегуляции собственных действий

 

практические навыки и умения поведения в разнообразных жизненных ситуациях

 

уровень творческой активности

 

 

уровень коммуникативных навыков

 

 

Средний балл

 

Уровень успешности

 

 

Максимальное количество – 50 баллов.

1 уровень успешности – до 15 баллов.

2 уровень успешности – 16 – 29 баллов.

3 уровень успешности – 30 – 44 балла.      

4 уровень успешности – 45 -  50 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования