МОДЕЛЬ МАГНИТНОГО ТЕАТРА КОЛОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ «РАДУГА»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Актуальность модели для образовательной практики. Модель организации театрализованной  деятельности  детей с ОВЗ «Магнитный театр колора «Радуга» позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с обучением и воспитанием  детей с ОВЗ:

-Игра цвета позволяет коррегировать психоэмоциональное состояние ребенка  и развивать зрительное восприятие.

-Использование магнитных фигурок способствует развитию мелкой моторики и формированию пространственных представлений.

-Обыгрывание сюжета «цветной» сказки ставит своей целью формирование звуко-произносительной стороны речи и развитие связного монологического высказывания.

-Подготовка к режиссерской игре с помощью театра «Радуга» развивает мыслительные процессы и творческие способности.

Универсальность модели. Применение модели  возможно в ДОУ общеразвивающего вида в условиях инклюзивного обучения, в ДОУ компенсирующего вида,  группах  комбинированной направленности, на консультационных пунктах для детей с ОВЗ, в общеобразовательных школах, школах-интернатах для детей с ОВЗ, в начальных школах для детей с ОВЗ.

Возрастная категория: дети дошкольного (4-7 лет) и младшего школьного возраста (7-9 лет).

Особенности применения материалов для разных категорий детей:

-дети с нарушением зрения: магнитные черные фигуры  разные на ощупь  на белом фоне; величина фигур определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей; располагать объекты на магнитной доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности;  в цветовой гамме игры цвета желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов;

-дети с нарушением слуха: фигуры разного цвета и размера; использование большого количества звуковых эффектов (звуки живой и неживой природы); в образовательной ситуации свет должен падать на лицо педагога, при общении – неторопливая речь, четкая артикуляция; использование световых сигналов для привлечения внимания; активное применение жестов;

-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата: крупные фигуры белого, черного или других цветов, разные на ощупь; настольные магнитные доски;

-дети с нарушением речи, дети с ментальными нарушениями: весь комплекс материалов и оборудования во всем разнообразии для мотивации мыслительной и речевой активности.

Идейной основой театра  является логоцветокоррекция, подразумевающая вербализацию под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка-дошкольника и развития его устной речи [1].

Цветовой фон в ходе воспроизведения  режиссерской игры меняется с помощью разноцветных лампочек, создающих подсветку магнитной доски. Выбор фона зависит от психоэмоционального состояния ребенка или группы детей:

Красный цвет активизирует внимание и работоспособность. Оранжевый цвет помогает справиться с грустным настроением. Желтый цвет помогает в развитии творческих способностей. Зеленый цвет воздействует успокоивающе при излишнем возбуждении. Фиолетовый цвет склонен к пробуждению фантазий.  Синий цвет самый благоприятный– способствует достижению поставленных целей.

Цель внедрения модели: формирование у детей с ОВЗ слушательской и зрительской культуры, обогащение жизненными впечатлениями, реабилитация личностных качеств, помощь в осмыслении жизненных задач, развитие творческих способностей.

Формы работы: подгрупповая,  парная, индивидуальная – (необходимо проводить предварительную индивидуальную работу, дополнительно объяснять задание с учетом индивидуальных возможностей).

Этапы реализации модели:

  1. Подготовительные игры

-Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

-Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.

-Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

-Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

  1. Выбор произведения для режиссерских игр.

Произведения для  режиссерских игр при реализации модели театра «Радуга» могут быть разнообразными: сказки, рассказы, специально написанные инсценировки, стихи.

  1. Подготовка к проведению и проведение театрализованной игры. Осуществляется в три этапа:
  2. Освоение детьми литературного текста, который будет драматизироваться. Выбрав произведение, педагог несколько раз читает его детям, рассматриваются иллюстрации, проводится беседа о прочитанном, дети учатся пересказывать текст.
  3. Расширение у детей представлений о персонажах и событиях произведения: совместно с педагогом находятся выразительные средства для передачи речи, движений героев, выбираются плоскостные модели.
  4. Проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.

Методические приемы:

  1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
  2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
  3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
  4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
  5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
  6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний.
  7. Проигрывание отрывков из сказок, передающих различные черты характера героев сказки.
  8. Проигрывание этюдов.
  9. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации.
  10. Театрализованная режиссерская игра.

Средства обучения:

- плоскостные магнитные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Сюда же можно отнести картинки на плотной основе по типу фланелеграфа. Картинки на плотной основе изготавливаются из картона, с обратной стороны приклеивается магнит.

-магнитный мольберт, магнитная настольная доска;

-светильник с набором разноцветных ламп (светильник на прищепе  крепится на верхнюю часть магнитного мольберта или сбоку на полотно стола, если используется настольная магнитная доска);

-воспроизводящее устройство для аудиофайлов (магнитофон, плейер, телефон и др.).

Регламентация режиссерских игр:

Театральные игры проводятся со всеми детьми с ОВЗ без специального отбора. Оптимальное количество детей – от 2 до 6 человек.

Продолжительность каждой игры: не более 15 минут в младшей группе, не более 20 минут — в средней и не более 25-30 минут — в старшей и подготовительной группах, в начальных классах. Индивидуальная работа проводится  1 раз в неделю не более 15 минут.

Планируемые результаты:

К 7 годам и старше:

1) содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества; дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного;

2) возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают магнитные фигуры. Развитие фантазии, достаточный уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять фигуру ролью вне зависимости от ее образного решения.

3) использование различных предметов-заместителей;

4) возникают совместные режиссерские игры. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают необходимые фигуры или изготавливают их самостоятельно, исполняют роли (каждый за своего персонажа).

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Добрынина Е.В. Логоцветокоррекция как средство инклюзии детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательную среду //  Инклюзивное          образование:        преемственность     инклюзивной  культуры      и  практики:     сборник     материалов      IV   Международной научно-практической          конференции /  гл.  ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С.427-430.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования