«Время Взрослеть»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Стратегическая задача современной российской школы,  - развивать качества личности обучающихся, позволяющие им эффективно решать разнообразные задачи, возникающие в актуальных для них учебных, профессиональных и жизненных ситуациях. Исходя из собственного профессионального опыта и по мнению многих исследователей, это такие качества как:
1. 
Ответственное отношение к своему поведению, к своим выборам и к своей жизни в целом.
2. Самостоятельность, автономность, независимость.
3. Позитивное безусловно-ценностное отношение к себе.
4. Высокий уровень осознанности, рефлексивности (способности к адекватному отражению внешней и внутренней реальности).
5. Целостность (принятие своих «теневых» сторон), конгруэнтность (непротиворечивость) и ощущение своей идентичности, «Самости».
6. Способность проявлять «заботу о себе» в целях полноты реализации собственной личностной уникальности.
7. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
8. Интегративная личностная характеристика «hardiness» (смелый, дерзающий, стойкий), обеспечивающая наличие высоких резервов сопротивления стрессу («неуязвимость»).
9. Способность к избирательной аутентичной близости с Другим.
10. 
Способность эмпатически оказать помощь, поддержку Другому и принять такую помощь, поддержку извне.


С позиции трансактного анализа в представленных десяти личностных качествах можно легко и отчетливо увидеть позицию (состояние) «Взрослого».

Согласно модели трансактного анализа, личность (эго) человека, - это система, состоящая из трех частей: «Родитель», «Взрослый», «Дитя» («Ребенок») - модель «Р-В-Д». Эго-состояние - это набор поведенческих, мыслительных и эмоциональных стереотипов, которыми человек реагирует на все события своей жизни. В каждый момент времени любой человек находится в одном из этих трех эго-состояний, которые не имеют никакого отношения к возрасту в привычном смысле этого слова.

«Родитель» - это контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Это повелевающая часть личности. «Родитель» — это собрание норм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Различают две формы проявления «Родителя»: «Заботящийся» (любовь, поддержка, ласка, опека и т.п.) и «Критикующий» (запреты, критика, «жесткие советы», санкции, «наезды», негативные оценки и т.п.). Качества «Критикующего Родителя»: требовательность, консерватизм, ригидность, категоричность суждений, жесткая ориентация на правила, нормы, стереотипы. Основная эмоция – критикующий гнев. Главный тип коммуникации - «Ты-высказывание».

«Дитя» («Ребенок») – это аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Две формы проявления: «Свободный» (позитивный) и «Адаптивный» Ребенок» (негативный, нередко в нашей культуре воспитания - «раненый»). Периодическое пребывание в состоянии «Свободного Ребенка» (любопытство, спонтанность, творчество, игра) является важным условием сохранения физического и психического здоровья.

Базовые характеристики позиции «Негативный Ребенок» - безответственность, зависимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к фантазированию, склонность переживать такие «детские» чувства, как вина, обида, повышенная тревога, страхи, неуверенность, растерянность, беспомощность, отчаяние и т.п.

 «Взрослый» - это адекватное восприятие внешней и внутренней реальности, чувство ответственности за свой выбор и за свои ошибки (отличие от чувства вины), компетентность, эмоциональная устойчивость, независимость, гибкость. «Взрослый» живет на основе опыта, а не фантазий (важное отличие от «Ребенка»). «Взрослый» - это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в любых жизненных ситуациях («бойцовские» качества личности). С состоянием «Взрослого» напрямую связано понятие «неуязвимая личность». Ресурсность, стрессоустойчивость «Взрослой» части основывается на безусловном восприятии себя как уникальной позитивной ценности. Главный тип коммуникации - «Я-высказывание».

Напомним, что целью трансактного анализа является достижение человеком независимости и автономии, принятие ответственности, владение собой, самостоятельное определение своей судьбы, включенность в настоящее.

Итак, «Взрослые» качества личности – это ответственность, автономность, реалистичность восприятия, компетентность, гибкость, эмоциональная уравновешенность, ресурсность, «неуязвимость», «Забота» о себе, способность к равноправным, открытым (без манипуляций) отношениям с Другим.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные характеристики «Взрослой» части личности во многом перекликаются с понятием «психологическая зрелость личности» в отечественной психологии (В.И. Слободчиков, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, С.К. Нартова-Бочавер) и в экзистенциально-гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Фромм).

Для современной педагогической практики важно то, что данный набор «Взрослых» личностных качеств во многом совпадает с требования общества, предъявляемые сегодня к качеству современного образования. Эти требования отражены и зафиксированы в Федеральных государственных образовательных стандартах («портрет выпускника»).

Чем модель «Р-В-Д» может быть полезна для педагогической практики? 

Взаимодействие в трансактном анализе обычно иллюстрируют в виде структурной диаграммы, где векторами обозначаются сообщения, которыми обмениваются участники взаимодействия:

Соответственно, они бывают:
- параллельными – устойчивыми во времени (стабильными);
- пересекающимися – неустойчивыми во времени       
  (конфликтогенными).

Основная форма взаимодействия «Родителя» и «Ребенка» - это манипулирование. Важно помнить о том, что любое взаимодействие, в том числе и обращение «Родителя» к «Ребенку» происходит в большей степени по невербальному каналу передачи информации (поза, взгляд, мимика, интонация и т.д.), чем по вербальному (слова).

Взаимодействие педагога с обучающимся с позиции «Критикующий Родитель» автоматически актуализирует и поддерживает у последнего позицию «Негативного Ребенка» (параллельная трансакция). Особенно это легко происходит, если эта позиция у обучающегося уже привычная. Актуализация «Негативного Ребенка» имеет определенные негативные последствия: чувство вины, безответственность, зависимое поведение обучающегося, повышенная эмоциональность, «детские» реакции в поведении, отсутствие осознанности, критичности, примитивные защитные механизмы и т.п.

Педагог в позиции «Критикующий Родитель», используя жесткое манипулирование, чаще всего через чувства вины и стыда, по сути, актуализирует, «провоцирует» обесценивание обучающегося. В отличие от этого, «Взрослая» «критика» в формате спокойного информирования актуализирует у партнера по общению не вину и стыд, а чувство (состояние) ответственности «Взрослой» позиции.

Такие чувства, как вина и стыд, актуализируют негативную базовую установку «Я–плохой», которая включает мощные механизмы обесценивания, приводит к нарушению безусловности личностной ценности. Разрушительное действие обесценивания со стороны педагога в современных педагогических реалиях часто оборачивается агрессивным поведением обучающегося, которое носит реверсивный, защитный характер.

Здесь необходимо отметить, что ухудшение в нашей стране социально-экономических условий жизни, стрессогенность этих условий у большинства населения, в том числе подростков и молодежи, закономерно ведет к увеличению проявлений механизмов психологических защит личности. Причем, чем хуже внешние условия, тем выше риск негативных и сильных эмоциональных переживаний. Соответственно, психологические защиты становятся все более примитивными, - «Взрослая» часть личности «уходит в тень», а на внутренней сцене личности начинает все больше доминировать негативная часть «Внутреннего Ребенка», - «Ребенка» защищающегося, «раненого», беспомощного, уходящего все более в инфантильное, фантазийное пространство.

Принимая во внимание данную ситуацию, актуальность обсуждаемых вопросов педагогической практики существенно возрастает.

Важно отметить, что взаимодействие педагогов с обучающимися в формате «Родитель» – «Ребенок» является очень устойчивым по нескольким причинам:
- данное взаимодействие – основа отношений в детском возрасте
  каждого человека;
- позиция «Критикующий Родитель» для большинства российских
  педагогов гораздо более привычна, безопасна; выполняет защитную 
  функцию;
- наличие в опыте большинства педагогов-женщин социального опыта
  материнства психологически «закрепляет» позицию «Родитель»;
- позиция государства по отношению к образованию сегодня все 
  более приобретает формат трансакции «Критикующий Родитель» -
  «Ребенок» (обилие жесткой регламентации – стандартов,
  инструкций, планов, приказов, указаний, отчетности и угроза
  наказания за их неисполнение), что бессознательно оборачивается
  позицией «Критикующий Родитель» образовательных организаций и
  педагогов по отношению к обучающимся.

Таким образом, важным для современной педагогической практики в этой модели является следующее: актуализация и развитие «Взрослой» позиции обучающегося («Взрослых» качеств личности) возможно при условии, что педагоги и вся система в целом находятся во взаимодействии с ним в позиции «Взрослый». В этом случае, даже если обучающийся находится в позиции «Ребенка» или «Родителя», он будет «вынужден» сменить ее на «Взрослую». Для таких изменений, конечно, требуется время, терпение и педагогическая настойчивость и, если эти факторы у педагога в дефиците, то взаимодействие легко возвращается к более привычной «параллели» «Родитель» - «Ребенок».

Отношения «Взрослый» – «Взрослый» - это диалог, равноправное взаимодействие, ценностное принятие и поддержка Другого со всеми его достоинствами и недостатками. Такой диалог - это взаимодействие без манипулирования, с прозрачным, «контрактным» разделение ответственности.

В представленной модели актуализации и развития «Взрослой» части личности можно увидеть определенные параллели с идеями культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Проявление педагогом «Взрослости» в своем поведении по отношению к обучающемуся «позволяет» последнему интериоризировать эти качества и способности, «переносить» их во внутренний план: «Взросление» совершается в среде «Взрослых». Определяющим условием успешности этого процесса является ценностная установка педагога по отношению к обучающемуся: «Кто он для меня?» «Субъект или объект?» «Принимаю я его позитивно, равнодушен или отвергаю, обесцениваю его?»

Таким образом, психологическая позиция отдельного педагога и в целом всей педагогической системы по отношению к обучающемуся напрямую влияют на успешность актуализации и развития его «Взрослой» структуры. Важнейшими задачами профессиональной деятельности педагога является осознание и управление данными позициями. Воспитание, как и любое личностное взаимодействие, имеет «Встречный» характер, однако ответственность и возможность влиять на результаты этой Встречи у ее участников все-таки разные.

Итак, эффективная педагогическая стратегия для актуализации и развития у обучающихся «Взрослых» качеств личности – это постепенное трансформирование взаимодействия педагогов с обучающимися с модели «Родитель» – «Ребенок» на модель взаимодействия «Взрослый» - «Взрослый».

Соответственно этой стратегии разработаны и реализуются:

  • цикл практико-ориентированных семинаров для педагогов общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций «Психолого-педагогические условия и педагогические технологии формирования «Взрослых» качеств личности обучающихся»;
  • программа тренинговых занятий для подростков и молодежи «Время Взрослеть», направленная на помощь в преодолении трудностей формирования и развития собственной «Взрослой» части личности;
  • тематические родительские практикумы «Как воспитать в своем ребенке “Взрослого”».

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования