ПОВЫШЕНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 В современных условиях модернизации системы образования ключевым направлением, обеспечивающим качество образования, является непрерывное профессиональное развитие педагогов, в котором информационные технологии становятся неотъемлемой частью организации образовательного процесса. В соответствии с ФГОС ДО, пункт 3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

«Воспитатель (включая старшего): -Должен знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [1].

 Процедура аттестации педагогических работников ДОУ в Чувашской Республике включает  Карту результативности педагогической деятельности педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования (воспитатель, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) (Приложение №3 к протоколу заседания аттестационной комиссии Министерства образования  и молодежной политики Чувашской Республики от 01.10.2018 г. №1).  В карте  пункт 2.2.,  называет показатели: «Проектирование образовательной деятельности в ИКТ-среде. Наличие страницы педагога на сайте ДОО», в пункте 3.3. показатель «Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации собственной методической системы педагога».   Таким образом, существует необходимость использования педагогами ДОУ электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и деятельность педагогов  в профессиональных сетевых интернет-сообществах.

 Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий. Понятие электронного образовательного ресурса достаточно широко – это не только документы и методические материалы, но и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры и т.п. Выбор  информационных ЭОР зависит от профессиональных потребностей педагогов. Задача старшего воспитателя ДОУ- составить картотеку таких ресурсов, чтобы помочь выбрать качественный, достоверный, соответствующий нормативным документам методический материал. К таким  относятся официальные ресурсы органов управления образованием разного уровня: Министерство просвещения Российской Федерации, ФИРО, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Управление образования администрации города Чебоксары, "Центр развития дошкольного образования" г. Чебоксары и т.п.

 Сетевое взаимодействие  предоставляет широкие возможности общения педагогов  с педагогами внутри  ИОС, а также   педагогов и родителей.  В городе Чебоксары сформировано единое информационное образовательное пространство муниципального образования «Сетевой Город. Образование». Это  комплексная автоматизированная информационная система, объединяющая в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образованием в пределах города. Система работает в режиме online и позволяет оптимизировать сотрудничество между детским садом, учеником и родителями. Информационная система стала формой активного взаимодействия между  администрацией, педагогическим коллективом ДОУ. Это ресурс для  быстрого обменом опытом и информацией, здесь можно получить ответ на интересующие  вопросы, а также получить нужную информацию, провести опрос, оформить портфолио и др. Старшему воспитателю необходимо способствовать  активному взаимодействию всех участников образовательного процесса с учетом того,  - как, по какому поводу происходит это взаимодействие.

 Сетевое взаимодействие - это технология  развития ИК-компетентности педагога, через реализацию его интересов и способностей.  Профессиональное интернет-сообщество дает возможность общения педагогов, находящихся в разных детских садах, городах и странах, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Таким образом, сетевые сообщества  педагогов, – это современная и довольно популярная форма организации профессиональной деятельности в сети.

Условия активного сетевого взаимодействия включают:

а)личностные особенности:

- интерес педагога к данному виду взаимодействия;

-желание передавать свой опыт и приобщиться к опыту работы коллег;

б)технические возможности:

- достаточный уровень владения ИКТ педагогами;

- возможность быстрого выхода в интернет, наличие компьютера.

Формы взаимодействия имеют разные цели, направление деятельности. Во-первых, это деятельность, связанная с повышением квалификации, направленная на самообразование:

- вебинары, консультации, конференции;

- публикация своих материалов: статьи, опыт работы, методические материалы, фото - и видео - материалы;

- мастер-классы, практикумы творческой направленности;

- участие в опросах, анкетах;

-участие в конкурсах, фестивалях, проектах.

Во-вторых, деятельность, связанная с развитием воспитанников. Педагогов организует участие воспитанников в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах. Воспитатель также привлекает родителей к участию в таких мероприятиях.

 

Каковы основные проблемы возникают у педагогов при организации сетевого взаимодействия в интернет - среде? Анализируя деятельность педагогов, отметим, что это:

-отсутствие интереса;

-большая загруженность, отсутствие времени;

-низкий уровень ИКТ-компетентности;

-неумение выбрать оптимальное решение для публикуемых материалов( количество, качество, объем).

Деятельность старшего воспитателя с педагогами, направленная на повышение эффективности использования сетевых сообществ:

  • Создание банка данных сетевых сообществ;
  • Выявление педагогов, активно пользующихся сетевыми сообществами;
  • Помощь педагогам, затрудняющимся в выборе сообществ;
  • Объединение педагогов в микрогруппы по интересам сообщества;
  • Повышение уровня владения ИКТ: работа с фоторедакторами, создание видео, и т.п.
  • Разработка рекомендаций для оптимизации деятельности педагогов в рамках сообществ: - какую информацию и как разместить, и т.п.;
  • Привлечение воспитанников и родителей к совместной деятельности в рамках сообществ.

 Перечислим некоторые сетевые сообщества – виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом, наиболее востребованные (по результатам опроса педагогов ДОУ):

  1. Всероссийский августовский Интернет-педсовет– Педсовет.org (pedsovet.org);
  2. Инфоурок: infourok.ru;
  3. Международный образовательный портал МААМ;
  4. «О детстве» – педагогический портал;
  5. Открытый класс (openclass.ru);
  6. Росучебник. Сайт my.rosuchebnik.ru;
  7. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru).

 Каждое сетевое сообщество имеет свою направленность и специфику:  предлагает возможность повысить квалификацию, принять участие и победить в профессиональных конкурсах, опубликовать свою работу или статью, повысить свою квалификацию, попросить совета у экспертного сообщества, поучаствовать в масштабных исследованиях и многое другое. Выбор сетевого объединения зависит от того, какую цель ставит педагог, участвуя в сетевом сообществе.Таким образом, анализируя сетевые сообщества, можно отметить, что они предлагают большие возможности для обмена опытом педагогов и  его распространения, способствуют его профессиональному и личностному росту.

 Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку  педагогов и ведет к продуктивному общению не только педагогов ДОУ между собой, но и  с родителями. Включение  ИОС в образовательную деятельность и педагогический процесс, а также  активное  и  продуктивное сетевое взаимодействие способствует расширению  профессиональных компетенций педагога,  обогащению педагогического опыта, развивает коммуникативные способности педагогов и способность к профессиональному  самообразованию.  В конечном итоге, это одно из условий повышения качества образовательного процесса, активизация инновационных процессов в ДОУ с применением ИК- технологий.

 Литература

1.Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования