«Эффективные методы и приемы активизации педагогов на методических мероприятиях»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Актуальность.

Повышение качества дошкольного образования в ДОО находится в прямой зависимости от педагогических кадров. В современной жизни, в период реформирования образования, меняется статус педагога. Меняются требования к уровню его профессионализма, к его профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог компетентный, творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал и принимающий все преобразования в системе образования.

Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в ДОО, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Таким образом, от правильной и грамотной работы старшего воспитателя или заместителя заведующего по воспитательно - образовательной работы в ДОО зависит компетентность педагогов, а от этого и  качество образования в современной дошкольной образовательной организации.

Проблема.

С тем, что педагоги не проявляют активность на методических мероприятиях, сталкивается почти каждый старший воспитатель.

Исходя из опыта работы, я выделила для себя основные причины пассивности педагогов на методических мероприятиях:   

  • методические мероприятия проводят в пассивной для педагогов форме;
  • главное место отводится докладам, выступлениям (недостаточность обратной связи);
  • не учитывается контингент педагогов (опыт работы, квалификация и т.д.);
  • слабая заинтересованность педагогов к теме методического мероприятия;
  • не готовность педагогов к инновационной деятельности (непонимание, непринятие);
  • профессиональное «выгорание».

Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет  высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении используются разнообразные приемы и методы включения каждого педагога в активную работу всего педагогического коллектива ДОО. Выбор приемов и методов для каждого конкретного методического мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данной организации по проблеме.

 Для решения данной проблемы я поставила для себя основную цель: активизация деятельности педагогов на методических мероприятиях посредством использования эффективных методов и приемов включения каждого педагога в активную работу всего педагогического коллектива ДОО. 

Практическая деятельность.

Перед тем как выбрать методы и приемы активизации для методического мероприятия, определите причину пассивности конкретно вашего педагогического коллектива. От этого зависит, насколько сработает тот или иной метод или прием.

Первый совет. Если мероприятие, которое вы проводите, касается какой-то инновации, проведите опрос, чтобы выявить уровень знаний воспитателей в этом вопросе, заранее разъясните теоретические аспекты. Возможно, именно непонимание снижает у воспитателей мотивацию участвовать в обсуждении, дискутировать, высказывать мнение.

Второй совет. Понаблюдайте, все ли педагоги ведут себя одинаково пассивно на мероприятиях или только некоторые. Какие задания они воспринимают позитивно, а какие категорически не принимают. Обратите внимание на то, как педагоги предпочитают решать поставленные задачи: самостоятельно или в мини-группах.

Третий совет. Учитывайте контингент педагогов (стаж, опыт работы, личностные качества, интересы и потребности педагогов).

Вся эта информация поможет выбрать методы и приемы активизации с учетом особенностей вашего педагогического коллектива и добиться высоких результатов на мероприятиях.

Важно знать, как педагоги усваивают информацию, которая касается их профессиональной деятельности:

  • не более 20–30% информации – когда слушают лекции;
  • до 50% – когда самостоятельно работают с профессиональной литературой;
  • до 70% – когда выступают сами (при проговаривании);
  • до 90% – когда лично участвуют в изучаемой деятельности (интерактивные методы).
  1. «Ассоциации» (авторский).

Цель: упражнять педагогов в скорости реакции, умении строить ассоциативный ряд.

1 вариант: педагогам предлагается подобрать определения, которые ассоциируется у них с этим понятием в соответствии с темой мероприятия:  например: «Мотивация» -  стимул, заинтересованность, желание, стимулирование, стремление,    интерес, реализация, мотив  и т.д. 

2 вариант: педагоги подбирают к каждой букве слова «Проект» слово, которое ассоциируется у них с этим понятием: план (презентация, продукт), работа (результат), организация, единый, коллектив (команда), тема (творчество, труд, технология). 

3 вариант: педагогам предлагается со словом ассоциировать фразы: творческий человек, детское творчество, народное творчество, творческий вечер, художественно творчество.

4 вариант: педагоги делятся на 2 – 3 группы. От каждой группы выступает 1 человек. Задача выступающего педагога как можно больше слов донести до своей команды оперируя только ассоциациями. Чья команда больше угадает слов та и побеждает. Слова могут быть подобраны определенно одной темы (например, проектная деятельность  или  речевое развитие и т.д.). Применяя данный вариант, старший воспитатель может увидеть насколько педагоги легко ориентируются по данному вопросу. 

  1. «Единая нить».

Цель: активизация внимания педагогов на проблему, через самостоятельное определение собственных затруднений.

Этот прием я использую как вначале мероприятия, так и при рефлексии, с целью закрепления  полученных знаний или практической деятельности.  Например, тема методического мероприятия «Развития инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста». Педагоги встают в круг  и первый педагог, нанизывая край нити на палец, определяет для себя «проблемное поле» в свое практике  по данной теме. Далее перекидывает клубок напротив стоящему педагогу и т.д. В заключение получается общая паутина затруднений всего педагогического коллектива по данной теме. В завершении методического мероприятия этот прием повторяется, но клубок передается по кругу со словами, например: «Для того чтобы развивать у детей инициативность и самостоятельность я должен (я знаю, я смогу, я сделаю и т.д.)……… Тем самым идет этап рефлексии методического мероприятия.

  1. «Педагогический бой» применяется как составная часть консультации, семинара или педагогического совета. Участники разбиваются на две группы. Старший воспитатель заранее готовит вопросы (согласно теме методического мероприятия), каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание вопроса предоставляется 3 минуты, после чего поочередно выслушиваются и записываются на общий лист. По наибольшему количеству ответов определяется группа победителей. Этот прием можно применить, когда педагогом предварительно было дано задание по ознакомлению с каким либо нормативным документом, технологией, методическим пособием и т.д.
  2. «Деловой блокнот»

Цель: мотивация педагогов фиксировать информацию в ходе мероприятия.

Старший воспитатель предлагает педагогам бланк формата А4, на котором размещена таблица из двух колонок. В первой колонке старший воспитатель заранее записывает этапы мероприятия и вопросы, которые будут рассматриваться на каждом из них. Во второй колонке воспитатель по ходу мероприятия делает отметки, записывает свои мысли, фиксирует рекомендации, отвечает на вопросы. Данный метод помогает педагогам вспомнить информацию, которую они получили на мероприятии. Его можно хранить в личном плане самообразования как доказательство повышения квалификации по той или иной теме.

  1. «К барьеру» (авторский).

Цель: создание условий для работы в мини-группе, предоставив педагогам возможность высказаться, выявлять проблемные зоны.

Участники мероприятия делятся на 2 группы:  «оптимистов» и «пессимистов». Старший воспитатель предлагает тему для обсуждения. Каждая группа высказывает свою точку зрения с позиции оптимистов, пессимистов. Для этого от каждой группы выдвигается педагог, который будет отстаивать точку зрения всех членов данной группы. Я проводила в несколько этапов. На первом этапе выслушивались мнения каждой группы, на втором этапе члены каждой группе имели возможность задать вопросы по теме, на третьем этапе каждая группа должна выделить «=» и «-» по данному вопросу, тем самым подводя общий итог в форме единого мнения всего педагогического коллектива.  

  1. «Реклама» (авторский).

Цель:  презентация результативного педагогического опыта педагога.

Этот метод помогает педагогам в мастерстве презентовать свой опыт работы, что в дальнейшем помогает при составлении конкурсных материалов или описания опыта работы для публикаций. Я применяю несколько вариантов:

1 вариант: заранее выбирается определенная тема, например игры на развитие логическое мышления. И педагоги рекламируют игры, используемые в своей педагогической деятельности. В конце сами педагоги могут выбрать понравившиеся ролик рекламы.

2 вариант: непосредственно педагогам на методическом мероприятии дается либо какой-то  предмет, либо технология, или педагогические формы, методы или средства обучения (все зависит от цели, которую ставит старший воспитатель перед собой) и предлагается ее прорекламировать, выделив ее положительные качества и результативные возможности.

 

  1. «Лицом к лицу» (авторский).

Цель:  выявление проблем, через способность изменять собственную точку зрения, смотря на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

 Педагоги делаться на группы. Количество групп зависит от проблемы, выдвигаемой старшим воспитателем.

1 вариант: разбор педагогических ситуаций связанных с взаимодействием ДОО и родителей. Одна группа педагогов выступает от лица самих педагогов, вторая группа от лица родителей.  После обсуждений каждая группа представляет свои действия в сложившейся ситуации, в дальнейшем само собой возникают противоречия,  и в общем обсуждении определяем оптимальные пути решения выхода из сложившейся ситуации.  

2 вариант: тема «создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей самостоятельному выбору детьми вида деятельности». В данном случае педагоги делаться на 3 группы: педагоги, родители и руководство. Также происходит обсуждение в соответствии от роли группы.

3 вариант: тема «Педагог 21 века». В данном случае педагоги делаться на 4 группы: руководство, педагоги, родители и воспитанники.  Каждая группа выдвигает свое мнение о компетенциях, которыми должен владеть современный педагог.  В заключение выделяются общие мнение.

  1. «Обмен мнениями» (авторский)

Цель: позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

Работа в группах. Старший воспитатель  раздает  таблицу на альбомном листе. В левую колонку надо вписать характерные затруднения по данной проблеме, в правую колонку «Пути и приемы решения затруднений». Затем каждая группа заполняет первую колонку, после заполнения группы обмениваются листами и заполняют левую колонку «Пути и приемы решения затруднений». Затем происходит обсуждение и определяется общее решение всего педагогического коллектива  по решению данной проблемы.

  1. «Сундучок вопросов» (авторский).

Цель: систематизировать знания педагогов, умение педагогов находить оптимальное решение из сложившихся педагогических ситуаций, а также проводить рефлексию свой педагогической деятельности.  

Главное преимущество – это участие каждого педагога в мероприятии.

1 вариант. Педагоги пишут возникшие вопросы по данной теме обсуждения. Далее по очереди каждый педагог достав вопрос из сундучка должен ответить на него. Допускаются дополнения от других педагогов. Если педагог не отвечает он выходит в так называемую «зону ожидания».  После того как все ответили, педагогам находившиеся в «зоне ожидания», предлагаются  обобщить ответы педагогов по  теме, тем самое резюмируя итог мероприятия. 

2 вариант. Вопросы готовит сам старший воспитатель или вопросы от родителей воспитанников. В дальнейшем деятельность организуется как первом варианте.

В заключении хочется отметить, что к активным приемам и методам взаимодействия с педагогами можно отнести также: авансирование, провокации, акцентировку, паузацию, неожиданное краткое отвлечение от темы, отрыв от конспекта, усиление эмоциональности, шутку. Данные методы и приемы подробно описаны в психологической литературе. Результат будет зависеть от уместности того или иного метода или приема в конкретной ситуации. Немало важны навыки ораторского искусства и умение удерживать внимание аудитории.

 

 

Используемая литература:

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение.- М.:ТЦ Сфера, 2015. – 49 с.
  2. Баранова В. М. Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8367/ (дата обращения: 02.10.2019).
  3. Винокурова Наталья Валентиновна, Мазуренко Оксана Владимировна, Приходченко Татьяна Николаевна Технология тьюторского сопровождения профессионального становления будущего педагога дошкольной образовательной организации в системе высшего образования // ПНиО. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-stanovleniya-buduschego-pedagoga-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v (дата обращения: 03.10.2019).
  4. Дубцова М. В. Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7486/ (дата обращения: 01.10.2019).
  5. Дубцова М. В. Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7486/  (дата обращения: 03.10.2019).
  6. Папкин А.И.   Основы   практического   менеджмента:   Учебное  пособие.   -   М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 411 с.
  7. Ставцева Юлия Гафурьяновна Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Гаудеамус. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou (дата обращения: 03.10.2019).

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования