Проведение Недели литературного чтения как способ приобщения детей к чтению в начальной школе.

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Проведение Недели литературного чтения

как способ приобщения детей к чтению в начальной школе.

Осинцева И.В.

Читающие дети – самые красивые дети на свете.

Аннотация. В статье, адресованной учителям начальных классов, говорится о том, что в наше время, когда интерес к книгам утрачен, перед нами стоит цель – привить любовь к чтению. Представлен сценарий открытия Недели литературного чтения «Любимые литературные сказки» как вид внеклассной деятельности.

Ключевые слова: Неделя литературного чтения, литературная сказка, внеклассная работа, праздник, сценарий.

Специальное корректирующее обучение и воспитание детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Главные идеи, которые легли в основу содержания и методов учебно-воспитательного процесса, впервые были разработаны российским дефектологом, профессором Ф.А. Рау.[3]

Для детей с нарушением слуха и речи чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает слабослышащих с миром говорящих людей, и в этом смысле она играет определенную роль в процессе реабилитации детей с нарушением слуха.

Одновременно с уроками литературного чтения организуются различные формы внеклассной работы. Проведены многочисленные исследования этого вопроса (О.А. Красильникова, М.И. Никитина, Т.С. Зыкова, Е.А. Горбунова, Н.Е. Граш).

Видов внеклассной работы множество, но все они, как нити, соединяются в один узелок на литературном празднике – Неделе литературного чтения. Целенаправленная подготовка к празднику позволяет использовать различные формы внеклассной работы для обучающихся всех классов (посещение библиотеки, оформление стенда, организация выставки рисунков, проведение викторин, конкурсов с маршрутным листом по «станциям», инсценирование отдельных эпизодов литературных произведений и т. д.), вести планомерную работу по приобщению ребят к книге. Мы считаем, что организация литературных праздников способствует нравственному воспитанию обучающихся с нарушением слуха, развитию их читательских интересов, повышению знаний и развитию речи.

Сценарий открытия Недели литературного чтения

«Любимые литературные сказки».

Ребята рассаживаются под песню «Где водятся волшебники» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина).

В. Здравствуйте. Сегодня мы собрались на замечательный праздник. Это волшебный праздник Книги и Чтения.

Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте! Любимые книжки…

Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат любимые книжки!

В. Ребята, вы все читали сказки детских писателей. Это литературные сказки – авторские, написанные автором.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

По этим сказкам снимают кинофильмы, мультфильмы, ставят спектакли. Герои со страниц книг сошли на сцену театра, мы их видим на экранах наших телевизоров.

И сегодня приглашаем вас с ними встретиться.

Хором скажем волшебные слова:

Можно книжку почитать. Можно в сказку поиграть.

Появляется Незнайка.

Н. Здравствуйте.

В. Ой, какой маленький. Как тебя зовут?

Н. Меня зовут Незнайка.

В. А почему тебя так прозвали?

Н. Да потому что я ничего не знаю. А ещё я фантазёр и непоседа. Я гуляю, сочиняю разные истории и всем рассказываю.

В. Но ты добрый и общительный. И поэтому у тебя много друзей – коротышек в Цветочном городе. А кто самый главный из них? (Знайка)

Картинка Знайка.

Конечно, ведь он знал очень, очень много. А знал он много, потому что читал разные книги. В его комнате везде лежали книги. От чтения книг Знайка стал очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

В. Ребята, а вы хотите стать поэтами, хотите сочинять стихи, как друг Незнайки поэт Цветик? Для этого нам нужно знать, что такое рифма? Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, чтобы получилось складно. Например: утка-шутка, палка-галка, печка-свечка.

Картинка Цветик.

В. Давайте поиграем.

Игра «Подбери рифму».

В городе Цветочном Весело нам … (очень).

Девчонки и мальчишки

Зовутся … (Коротышки).

Толстенький он очень Друг Незнайки … (Пончик).

Главный наш грязнуля. Зовут его … (Пачкуля).

Выскочил из люльки Доктор наш … (Пилюлькин).

В. Молодцы. И друзей Незнайки знаете.

Ребята, а вы хотите стать такими же знаменитыми, как друг Незнайки художник Тюбик?

Задание: Нарисовать собаку Бульку из Цветочного города (проектор).

Картинка собака Булька.

(Первый участник рисует голову; второй рисует туловище; третий рисует хвост… лапы… уши… усы).

В. Молодцы! А теперь давайте послушаем любимую песню Незнайки «В траве сидел кузнечик» (видео).

В. Вот и закончилось наше приключение в Цветочном городе. А написал сказочные произведения о Незнайке и его друзьях Николай Николаевич Носов.

Портрет Носова.

Книги о Незнайке учат нас поступать хорошо, дружить, быть вежливыми, добрыми.

Такие дружные, вежливые, добрые, веселые – наши первоклассники. Ребята первых классов, возьмите конверты с заданиями. Ребята, читайте о Незнайке и его друзьях, и вы узнаете много интересного об их приключениях и путешествиях.

***

Хором скажем наши волшебные слова:

Можно книжку почитать. Можно в сказку поиграть.

Внимание на экран. Видео «Герои Простоквашино».

Картинка со всеми главными героями.

В. Ребята, вам знакомы герои из этих мультфильмов? Это мультфильмы о городском мальчике. Как его звали? О бездомном коте. Кота звали Полоскин? (Нет, Матроскин). Очень хозяйственный кот. О собаке. Собаку звали Кубик? (Нет, Шарик). Шарик скромно заявил, что он из простых собак, не из породистых. А помните, как звали галчонка? (Хватайка). А какие первые слова сказал галчонок? Внимание на экран. Викторина по мультфильмам Э.Успенского.

Ребята, эти мультфильмы созданы по произведениям писателя Эдуарда Николаевича Успенского.

Портрет Э.Н. Успенского.

Книги о героях, которые стали жить в деревне Простоквашино, - это книги о дружбе, любви к животным и природе.

Наши третьеклассники очень – очень любят животных. Ребята третьих классов, возьмите конверты с заданиями. Ребята, читайте книги Успенского, и вы узнаете, какие добрые поступки совершил мальчик дядя Фёдор.

Ребята, давайте отдохнем. (Физминутка под ремикс «Простоквашино»).

***

Хором скажем наши волшебные слова:

Можно книжку почитать. Можно в сказку поиграть.

Появляется Буратино.

Б. Привет! А вы что здесь делаете? Учитесь? А я не хочу учиться, хочу жениться. Мне очень нравится девочка с голубыми волосами. А вы знаете, как её зовут? (Мальвина). Тише, тише, а то Мальвина опять заставит писать меня диктант. А он такой трудный!

В. Ребята, посмотрите, он не трудный, а волшебный. Кто догадался, почему?

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА

Правильно, потому что читается одинаково как слева направо, так и справа налево. Хором прочитаем слева направо (справа налево – желающий).

Ребята, отгадайте загадку.

Была у злодея до пят борода. В театре всех кукол он мучил всегда. «Подайте мне плётку», - Гремел его бас. Скажите скорее, кто он? (Карабас Барабас) картинка.

В. Это доктор кукольных наук. А что он хотел забрать у Буратино? (Золотой ключик). А знаете, почему? Потому что этот ключик может открыть волшебную дверцу, где все будут счастливы. И это – театр.

Песня «Бу-ра-ти-но» (из фильма «Приключения Буратино») видео.

В. Ребята, «Золотой ключик или Приключения Буратино» написал Алексей Николаевич Толстой.

Портрет А.Н. Толстого.

Главный смысл сказки в том, что добро всегда побеждает зло.

Наши второклассники веселые и добрые. Ребята вторых классов, возьмите конверты с заданиями. Ребята, читайте «Приключения Буратино», и вы узнаете, какая опасность подстерегала Буратино и в какую страну он попал.

***

Хором скажем наши волшебные слова:

Можно книжку почитать. Можно в сказку поиграть.

Обложка книги «Сказка о потерянном времени».

В. Ребята, а хотите познакомиться со страшной сказкой. Ее главные герои – ребята, которые теряли время напрасно: опаздывали на уроки, даже пропускали занятия. И вот однажды они превратились в стариков. По мотивам этой сказки снят замечательный фильм. Внимание на экран. «Сказка о потерянном времени» трейлер.

В. Человек, который зря теряет время, не замечает, как стареет.

Нужно дорожить временем. Недаром много пословиц и поговорок про время.

Делу время – потехе час.

Прочитаем хором.

Нужно и труду, и играм уделять время. Труду – больше, а играм - … . (меньше)

«Сказку о потерянном времени» написал Евгений Львович Шварц.

Портрет Е.Л. Шварца.

В. Эта сказка учит делать всё вовремя, не терять драгоценные минуты, потому что нужно успеть совершить много добра.

Ребята четвертых и пятого классов уже знают цену времени. Возьмите конверты с заданиями. Ребята, прочитайте «Сказку о потерянном времени» и вы больше не будете тратить время зря.

***

В. Ребята, а вы умеете обращаться с книжками? Давайте поиграем. Игра «ДА – НЕТ».

Игра «ДА – НЕТ».

Что любит книжка? Обложку? (ДА) Грязные руки? (НЕТ) Закладки? (ДА) Бережное отношение? (ДА) Чистые руки? (ДА) Скучать на полке? (НЕТ) Чтобы её читали? (ДА)

В. Ребята,

Ну а мы пока прощаемся,

К книжкам снова возвращаемся.

Чтобы встретиться опять

И порадовать ребят.

До новых встреч.

Расходятся под песню «Ты мне веришь?»

(муз. А. Рыбникова, сл. И. Кохановского).

 

Таким образом, в школьной практике проведение Недели литературного чтения стало хорошей традицией. Большую роль играет и создание праздничной, творческой атмосферы в самой школе – и на время подготовки Недели, и во время ее проведения. А так как любая форма внеклассной работы не терпит строгих регламентаций и шаблона, то к предлагаемому проекту проведения открытия Недели можно подходить творчески.

Все усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы воспитать у слабослышащих детей потребность в чтении, прививать им любовь к книге, без которой невозможно полноценное образование и воспитание хорошего человека, сделать пребывание детей в школе насыщенным и незабываемым.

Библиографический список.

1. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. –

2015. – №11. – с. 3 – 71

2. Организация внешкольного досуга: сценарии, программы игр и представлений. – Ростов-на-Дону: Феникс 2002. – 352 с.

3. Граш, Н.Е.

Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 192с.

4. Давыдова, М.А., Агапова, И.А.

Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины. Для учащихся 1-5 классов. – М.: Рольф, 2000. – 304 с.

5. Красильникова, О.А.

Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.

6. Перекатьева, О.В.

Сценарии школьных праздников, театральных постановок, конкурсов и викторин для первых классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

7. Шаульская, Н.А.

Летний лагерь: день за днем. Сказочные каникулы. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования