Использование образовательной робототехники

1 публикация Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Детям, имеющим ограниченные возможности здоровья – инвалидам, особенно важно образование, оно позволяет наиболее эффективно развиваться личности больного ребенка, адаптироваться в социальной среде и способствует повышению его социального статуса.

Конституция РФ и Закон «Об образовании» отмечают, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями – это дети в возрасте от  0 до 18 лет, имеющие официально установленную инвалидность или обладающие нарушениями в психическом и физическом развитии. К таким детям применяют специальные условия получения образования. Это и наличие специальных образовательных учреждений, и возможность индивидуальных занятий, и инклюзивное образование. По своему недугу дети могут быть очень разными. Например, нарушение слуха.

Стойкое двустороннее нарушение слуха (тугоухость, глухота) может быть, как врожденным, так и приобретенным вследствие травмы или тяжелого заболевания. Основной проблемой при нарушении слуха является затрудненность в речевом общении с окружающими людьми, не возможность или ограничение возможности слышать объяснения преподавателей или родителей. 

Нарушения речи. Следует различать нарушения речи, связанные с психическими отклонениями и потерей коммуникативных навыков и нарушения речи, возникшие вследствие глухоты или физических недостатков. Это может привести к задержке психического развития ребенка, к незрелости мышления, неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ осознают, что их задачей является не только дать детям необходимые знания, умения и навыки, но и всесторонне развить личность ребенка.

Огромную роль в обучения детей с ОВЗ играет инновационная деятельность педагога. Педагогическая наука определяет инновационную деятельность как целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении опыта своей практической работы с детьми при помощи сравнения и анализа, построения учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы достичь более высоких результатов в получении нового знания. Для детей с ОВЗ необходимо создавать специальную коррекционно-развивающую среду, которая будет обеспечивать адекватные условия и равные возможности получения образования с обычными детьми. Педагогу необходимо понимать особенности учащихся, это позволит правильно составить общепедагогические и коррекционные задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ.

На уроках для развития творчества детей с ОВЗ и мотивации их учебной деятельности уместно использование коррекционно-развивающих игр и упражнений, ярких наглядных пособий, нужно создавать ситуации, вызывающие  положительные эмоции детей. К обучению всех детей, а особенно детей с ОВЗ подходит заповедь «Учить, играя». Выполнение игровых заданий происходит с большим удовольствием. Учащиеся заинтересованы в поиске верного решения, так как это приведет их к победе. Для этого они стремятся быть более собранными, быстрыми, ловкими и находчивыми. Любая игра имеет правила, таким образом дети привыкают через игру выполнять указанные правила потом в жизни. Игровая деятельность вызывает больший интерес детей к обучению, это делает более продуктивным познавательный процесс.

Одним из таких средств обучения детей с ОВЗ является ЛЕГО конструирование. Ведущими направлениями являются развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. Эти направления помогут осуществить требования ФГОС, так как введение государственных стандартов общего образования предполагают разработку новых педагогических технологий. Кроме того, особенность ФГОС нового поколение – это ориентация на результаты образованию на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность ребенка приводит к его развитию, поэтому образовательная задача заключается в создании условий, которые будут провоцировать действия детей.

С помощью конструирования ребенок может воплощать свои фантазии, самостоятельно решать поставленную задачу. Работая с деталями конструктора, развивается мелкая моторика, пространственное воображение, память, наблюдательность. Конструирование из ЛЕГО не имеет ограничений по возрасту, им могут заниматься и дошкольники, и младшие школьники, и более старшие дети. При использовании конструктора ЛЕГО у детей получаются красочные и привлекательные конструкции не зависимо от имеющихся у них навыков. Они испытывают психологическое состояние успеха. Конструктор ЛЕГО не вызывает у учащихся негативного отношения к учебе, поэтому коррекционная работа воспринимается ими как игра. Конструктор можно располагать и на столе, и на полу, и на стене, значит ребенок может не сохранять долго статичную сидячую  позу, что особенно важно для наших детей

Играя готовыми игрушками, ребенок выступает как потребитель, а создавая конструкции из ЛЕГО он творит, учится добру и созиданию, создает новый мир, жизнь. Занятия ЛЕГО повышают коммуникативность, умение работать в паре, воспитывает уверенность в себе и своем партнере. В нашей школе ЛЕГО-конструированием дети занимаются с младших классов, в среднем звене они переходят на более высокий уровень: игровая составляющая уступает место продуманному изучению ЛЕГО, для этого нужны вдумчивость и терпение. На уроках стараюсь развить пространственные представления через конструирование, умение самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи. Для этого ставлю цели:

- научить строить разные конструкции по рисунку, схеме;

- помочь приобрести навыки самостоятельной творческой и проектно-исследовательской деятельности;

- создать комфортную атмосферу на уроке;

- учить подходить творчески к решению проблем;

- учить строить логически последовательный ответ, отстаивать свою точку зрения, находить необходимую информацию самостоятельно.

 Симур Паперт, создатель языка ЛОГО и LEGO-профессор в области образовательных исследований сказал «Учение происходит лучше не тогда, когда находятся лучшие способы преподавания, но когда расширяются и улучшаются возможности ребенка для самостоятельного построения, конструирования своего сознания…». Лего-технологии обладают большим диапазоном возможностей. Отечественными и зарубежными логопедами и педагогами отмечается, что при использовании в работе с детьми наборов ЛЕГО за более короткое время достигаются устойчивые положительные результаты в коррекции, обучении и воспитании.

В своей работе с использованием Лего-технологий я применяю проект «Построй свою историю». Конечно, ЛЕГО более удобно использовать на уроках информатики, физики, математики. Но зная, что благодаря Лего-технологиям у детей происходит развитие психических процессов, сенсорных эталонов, речи, логического мышления, социальной адаптации, дети более полно знакомятся с окружающим миром, получают расширенную информацию, я решила попробовать провести некоторые уроки с использованием ЛЕГО. Базовый набор  Lego Education «Построй свою историю» № 45100 и базовый набор  Lego Education «Городская жизнь» №9656 состоят из множества тщательно отобранных элементов ЛЕГО, включая разнообразных персонажей, животных, аксессуары, традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания различных сцен, действия.

Наборы рассчитаны на одновременную работу нескольких учеников. Ребята создают свои истории на заданную тему, презентуют свои проекты и получившиеся модели. По заданию педагога дети могут построить один большой проект или работать над историями индивидуально.

Приведу примеры уроков с использованием ЛЕГО. Изучив тему «Культура средних веков», предложила учащимся подумать и сделать конструкцию из ЛЕГО каких-то сооружений, зданий или сцен. Задание было дано на дом. На следующем уроке ребята должны были воплотить свои идеи в конструкциях.

 Цели урока: 1. Обобщить знания по культуре Средневековья, 2. Развивать творчество учащихся, 3. Воспитывать уважение к наследию культуры Средневековья.

Учащиеся разделились на две группы и, используя наборы Lego Education  «Построй свою историю» № 45100, базовый набор  Lego Education «Городская жизнь»  №9656,  начали что-то создавать, творить. Это были их идеи. Одна группа построила замок, он был создан в романском стиле, так как присутствуют полукруглые арки, толстые стены, лаконичный декор, здание массивное.

Вторая группа представила замок готического стиля, обучающиеся назвали черты готической архитектуры: стрельчатые арки, устремление зданий ввысь, множество окон. Ребята презентовали свои работы, рассказали об отличительных чертах стилей архитектуры Средневековья.

Еще на одном уроке по теме «Окончание крестовых походов» дети представили ЛЕГО-конструкцию ветряной мельницы, завезенной рыцарями-крестоносцами с востока.  Они построили ветряную мельницу с подсобным помещением, деревом, бочками для муки и оживили ее фигуркой мельника на лошади.  К тому же мы вспомнили и историю появления мельниц в Европе, и крестовые походы, после которых они появились, и другие новшества, которые принесли в Европу крестовые походы (бани, мытье рук, новые культурные растения и продукты питания и т.д).

На уроке «Материальная культура раннего нового времени» обучающие получили творческое домашнее задание по дополнительному материалу учебника А.Я.Юдовской «Новая история 1800-1900». Группа ребят представили ЛЕГО-конструкцию французского ресторана, где могли отдыхать и развлекаться парижане в раннее новое время.

Таким образом, образовательная робототехника помогает детям становиться творчески мыслящими. Перед учащимися ставится проблема, а они с помощью ЛЕГО находят свои собственные решения. Дети получают удовольствие от работы и от достигнутого решения. ЛЕГО дает толчок к новым идеям, открытиям, нестандартным решениям. Также конструктивная деятельность способствует развитию грамотной речи детей, потому что ребенок стремится рассказать, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, почему именно такую выбрал, чем она ему нравится, что он хотел конструкцией показать.

 

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст]/ Т. В. Ахутина.− Школа здоровья.− 2000г.− №2.
  2. Ветошкина, Ю. А. ЛЕГО-конструирование — что это, модная игра или серьезное занятие? [Текст]/ Ю. А. Ветошкина. –М., 2014.
  3. Лусс, Т. С Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов [Текст]/ Т. С. Лусс. – М.: 2003. (Коррекционная педагогика).
  4. Баряева, Л. Б., Вечканова, И. Г., Гаврилушкина, О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст]/ Л. Б. Баряева. – СПб., 2013.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования