«Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Исследовательский

коррекционно-развивающий проект:

 

«Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

 

Тип проекта: исследовательский

 

По содержанию: коррекционно-развивающий

 

По числу участников проекта: групповой (группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи))

 

По времени проведения: долгосрочный 2016-2017уч.год.

 

По характеру контактов: ребенок в рамках ДОУ.

 

По профилю знаний: однокомпонентный.

 

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

 

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи), учитель-логопед, родители.

 

Объект исследования: формирование правильного звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

 

Предмет исследования: использование аппаратного метода логопедического массажа как средства ускоренной коррекции звукопроизношения.

 

Цель проекта: содействовать коррекции звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста посредством построения коррекционно-развивающего процесса с  использованием аппаратного метода логопедического массажа.

 

Задачи:

  1. Выявить особенности формирования звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить необходимость проведения логопедического массажа детям с  тяжелыми нарушениями речи
  3. Разработать направления и содержание логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения с использованием аппаратного метода логопедического массажа.

 

Гипотеза:

Нарушенный мышечный тонус, который тормозит или не дает идти полным ходом коррекционной работе по устранению речевых нарушений, можно нормализовать или хотя бы приблизить к норме, активно используя на занятиях с ребенком-логопатом аппаратный логопедический массаж.

 

Актуальность проекта.

 

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, значительные умственные перегрузки, вредное воздействие гиподинамии – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

В этой связи, весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы с детьми дошкольного возраста здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с  тяжелыми нарушениями речи, такими как дизартрия, ринолалия, моторная и сенсорная алалия, заикание.

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с соматическим здоровьем (часто болеющие дети), развитием общей, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика применения различных видов логопедического массажа, в том числе и с помощью различных аппаратов.

В нашем ДОУ воспитывается 14 дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеющих статус «ребенка с ОВЗ» и «ребенка-инвалида», а также более 10 детей с тяжелыми нарушениями речи без подтвержденного статуса, с различными клиническими проявлениями: алалией, ринолалией, дизартрией и др. Таким детям необходимо проведение логопедического массажа.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику и является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом.

Массаж показан детям с расстройствами речи, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами. Сейчас все более популярны становятся разные виды логопедического массажа, в том числе и аппаратные виды. Появилось достаточно много всевозможных приспособлений. В проекте используется на практике вибромассажер совместно с традиционными техниками логопедического массажа.

 

Теоретическая основа исследования:

 

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психологической, педагогической, логопедической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение социального и педагогического опыта;

опытно-экспериментальные методы исследования: психолого-педагогическое проектирование.

 

Новизна опыта.

 

Ни для кого не секрет, что нарушение речи в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем в педагогике, поэтому раннее выявление предрасполагающих факторов, ранняя диагностика и своевременная коррекция необходимы и актуальны.

   С учетом изученной специальной литературы, курсов по логопедическому массажу и уже имеющемуся на данный момент  собственному опыту работы, я пришла к выводу, что дети с  речевой патологией особенно нуждаются в проведении логопедического массажа. Выработанная  мною комплексная система работы с использованием логопедического вибромассажера оказалась оптимальной, адекватной, результативной, о чем свидетельствуют результаты коррекционно-развивающей работы. В индивидуальные перспективные планы работы с детьми-логопатами я включаю элементы (массаж языка, лица, ладоней, самомассаж лица, кистей рук или стоп, в том числе при применении упражнений образовательной кинессиологии) или полный курс логопедического массажа аппаратом.

 

Этапы реализации:

 

  1. Организационный этап.

 

-        Подобрать, изучить и создать научно-методическое обеспечение по проблеме.

-        Разработать теоретическую модель организации новых форм воздействия на процесс звукопостановки.

-        Формулировка цели, определение задач.

-        Подбор материалов по теме проекта.

-        Составление плана основного этапа проекта.

-        Осуществление начальной диагностики развития звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи, определение наличия дизартрического компонента в составе нарушения.

 

  1. Реализационный этап.

 

Условия эффективности работы по коррекции звукопроизношения

-        системность проведения;

-        распределение нагрузки;

-        подчиненность работы выбранной цели;

-        учет индивидуальных особенностей речевых дефектов.

 

  1. Обобщающий этап

 

-        выявить уровень эффективности внедрения проекта.

-        подготовить презентацию проекта

-        обобщить и систематизировать результаты реализации проекта.

 

 

  1. Организационный этап.

 

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Его роль в преодолении разного рода расстройств доказана многовековой практикой. Теоретической предпосылкой для применения массажа служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др.

И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии.

  Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание. Как показывает практика, применение массажа сокращает сроки преодоления этих расстройств в 3-4 раза.

  Массаж органов артикуляции с помощью логопедического вибромассажера способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ.

   Процесс речеобразования обеспечивается благодаря согласованной работе многочисленных нервных центров и структур, которые образуют иерархически организованную систему, управляющую органами артикуляции. Нарушение работы любого звена этой системы или органов артикуляции, вызванное врожденным недоразвитием, повреждением в результате заболевания или травмы, приводит к нарушению деятельности системы в целом. Как известно, одним из основных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке, которая ослабляется с возрастом. Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов с помощью логопедического вибромассажера позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляторные движения.

Следует учесть, что логопедический массаж, являясь очень действенным методом, вместе с тем, не может быть универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. По мнению большинства ведущих специалистов в области массажа, он должен входить в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений, которая, в сущности, предполагает использование разнообразных дидактических логопедических методов: показ правильной артикуляции звуков и воспроизведение её по подражанию; опора на сохранные звуки, артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастики; механическое воздействие на органы артикуляции; развитие фонематического анализа и синтеза.

Педагоги зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуются психическими, физиологическими, речевыми возможностями ребёнка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе.

  Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез поможет тесная связь со смежными науками, то есть интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи не результативны. На помощь приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на учении о компенсаторных возможностях ребенка.

  Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе к логокоррекционной работе нервная система таких детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.

         Постановка целей и задач.

         В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

         Дифференцируются приемы аппаратного метода логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.

         Целью аппаратного логопедического массажа при устранении речевых нарушений является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Основными задачами аппаратного логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при  является:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

– стимуляция положительных кинестезий;

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

– увеличение силы мышечных сокращений;

– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

 

  1. Реализационный этап.

 

Я работаю учителем-логопедом уже много лет и всегда ищу технологии, с помощью которых можно ускорить  процесс коррекционной работы, а именно, быстрее поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь. Конечно, все логопедические технологии: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательные техники и многие другие актуальны и эффективны, но бывают ситуации, когда ребенок на занятии с логопедом старается, практически все выполняет, а эффективность от занятий низкая. Получается, что не все зависит от ребенка и его желания и стараний. Что-то тормозит коррекционный процесс и не дает логопеду добиться стойкой положительной динамики. В логопедические занятия всегда включены элементы логопедического массажа: это и самомассаж лица и рук, массаж ладоней с помощью Су-Джок технологии, кинезиологические упражнения. Эти приемы в комплексном воздействии на речевую патологию эффективны в большинстве случаев, но например, при дизартрии и стертых ее формах необходимо более глубокое воздействие на причину речевого нарушения. Под этим воздействием я имею ввиду, логопедический массаж, в том числе и аппаратный его метод, который призван помочь скорректировать, а в большинстве случаев и нормализовать мышечный тонус у детей с дизартрией и многими другими речевыми нарушениями.

Чтобы применить на практике современную эффективную технологию аппаратного логопедического массажа я прошла курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы логопедии» 144 часа и в рамках этого курса освоены разные техники логопедического массажа и был приобретен логопедический вибромассажер с множественными насадками. Этот аппарат состоит из рабочей вибрирующей части и нескольких вкручиваемых сменных насадок имеющих много разных функций. Насадки многоразового использования обрабатываются методом замачивания в 95% медицинском спирте, хлоргексидине и с помощью ультрафиолетового облучателя.

Прежде чем показать действие вибромассажера, хочу сказать, что прибором невозможно выполнить весь массаж,  выполняется только часть массажа – вибрация, которая используется после поглаживания, растирания и разминания. Для расслабления мышц определенных зон лица и языка используется непрерывная вибрация в течение 6-8 секунд, а для активизации используется прерывистая вибрация. Но аппарат можно использовать и в выключенном состоянии, тогда используя насадку мышка мы можем выполнить и поглаживание и растирание, а захватив губами обратную часть насадки и стараясь удержать ее мы активируем и укрепляем круговую мышцу рта, ушками можно массажировать язык (верх, низ и бока) Есть насадка для точечного массажа, ее еще можно использовать для проработки желобка, необходимого при произнесении звука С. Есть насадка, которая называется скребок, которой удобно делать массаж языка, проработать кончик и боковые края, выработать подъем языка и вызвать вибрацию звука Р. Также эту насадку можно использовать и на лице, осуществляя движения рубление. Все вибрационные движения не стоит использовать на лбу, висках и волосистой части головы, а только на мягких тканях (щеки, круговая мышца рта, губы, подбородок, дно полости рта, язык). Массаж необходимо проводить курсом в 10 сеансов каждый день без пропусков, потом необходимо сделать перерыв 2-3 недели и при необходимости повторить курс.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией, после чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Логопеду следует определить состояние мышц:

верхней половины туловища,

шеи,

мимических,

артикуляционных.

    Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

 

Характеристика состояния мышечного тонуса

в артикуляционном аппарате

 

Состо-яние мышеч-ного тонуса

Мышцы

Дополни-тельная симптоматика

Языка

Губ

жевательные

мягкого нёба

мимичес-кие

Повы-шен резко

Язык напряжен, оттянут кзади, положение в рото-вой полости «ком-ком». Кончик языка не выражен. Все движения резко ограничены. Выполнение артикуляторных поз невозможно

Спастически напряжены, плотно сомкнуты. Выполнение произвольных движений затруднено

Напряжены, удержание позы открытого рта значительно зат-руднено

Мягкое нёбо сокращено, маленький язычок подтянут кверху. Мягкое нёбо резко реагирует на попытку прикос-новения к нему шпателем. Рвотный рефлекс резко повышен. Возможна назализация

Лицо напряжено и гипоми-мично

Незначи-тельная салива-ция при нагрузке

Повы-шен нерезко

В ротовой полости язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта уде-ржание языка затруднено, он толчкообразно ухо-дит внутрь, в полость рта.

Выполнение произвольных движений может быть затруднено

Напряжены, удержание позы широко открытого рта затруднено

Повышен рвотный рефлекс

Мимика бедная

-

 

Пони-жен резко

Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, тонкий, бледный, может быть исчерчен белыми полосками в связи с атрофией некоторых мышечных волокон. Движения резко ограничены, арти-куляционные позы не удерживает

Губы истончены, углы рта опущены, нередко асим-метричны, нет полного смыка-ния губ. Отсутствуют артикуляционные движения

Рот постоянно приоткрыт за счет пораже-ния жеватель-ных мышц. Жевание твердой пищи затруднено

Мягкое нёбо провисает, маленький язычок может касаться корня языка. В речи выраженная назализация. Во время еды и питья характерно поперхивание

Лицо амимично, слегка одутловато

Выражен-ная гиперса-ливация

Пони-жен нерез-ко

Язык малопод-вижный. Наблюда-ется вялость движений, снижены сила, точность движений, повы-шена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы

Губы вялые, наблюдаются трудности выпол-нения таких арти-куляционных проб, как «трубочка», «поцелуй», «улыбка»

Жевание и откусывание твердой пищи могут быть затруднены

Малая активность мягкого нёба, возможна назализация

Мимика вялая

Гиперса-ливация при нагрузке и во время речи

Неоднородное распре-деление мышечного тонуса

Мышцы языка могут быть поражены в разной степени в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пони-женного тонуса. Эта разница особенно четко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперед он может отклоняться в сторону. Отклонение происходит всегда в более пораженную сторону за счет преобладания активных движений мышц на здоровой стороне языка

При поражении круговой мышцы рта с одной сторо-ны угол рта мо-жет быть слегка опущен (пони-жение тонуса), что особенно заметно при выполнении пробы «улыбка». Отмечаются труд-ности удержания позы на поражен-ной стороне. Часто наблюдает-ся сглаженность носогубной складки на той же стороне

При пораже-нии (пониже-нии тонуса) жевательных мышц с одной стороны открывание рта вызывает отклонение челюсти в пораженную сторону за счет более активных движений на здоровой стороне

При односторон-нем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) малень-кий язычок отклоняется в сторону более сокращенных мышц, т.е. в здоровую сторону

Наблюда-ется асим-метрия в выполнении мимических движений

Возможна гипер-саливация при нагрузке и во время речи

 

    Если логопед обнаружил у ребёнка признаки нарушения мышечного тонуса, желательно в подготовительный этап коррекционной работы включить элементы логопедического массажа. Если  тонус резко понижен (гипотонус) или же резко повышен (гипертонус), то желательно провести один или два-три курса логопедического массажа. Обычно это необходимо при различных формах дизартрии (на логопункте это обычно дети со стёртой формой), причём более чем в 90% случаев необходим расслабляющий массаж (так как тонус повышен), и только менее 10% детей при дизартриях будут нуждаться в активизирующем массаже. На основании результатов предварительной диагностики логопед должен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.

Обязательное условие проведения полного курса массажа согласие родителей.

Сперва проводится беседа с мамой, выясняется, нет ли у ребёнка эпилепсии. Даже единичный случай судорог в анамнезе ребёнка уже будет противопоказанием к проведению логопедического массажа (особенно активизирующего). Далее обговаривается время и продолжительность сеансов в детском саду. На нескольких сеансах массажа мама или другой близкий член семьи могут присутствовать, так как родители могут проводить сеансы ребёнку так же и в домашних условиях. Присутствуя на сеансе массажа, мама ребёнка может всё записать даже на видео носители, задать вопросы, применить приёмы массажа на ребёнке в присутствии логопеда и затем продуктивно поработать дома.

Обычно на курс массажа отводится 10 процедур (сеансов). Если требуется повторный курс, то перерыв между ними может быть от 2-ух недель до 2-ух месяцев. Перерыв необходим для того, чтобы мышцы отдохнули, а так же увидеть действие от первого курса. Возможно, что в повторном курсе не будет необходимости. Продолжительность процедуры зависит от этапа, тяжести, психических особенностей ребёнка. Например, расслабляющий массаж менее 15 минут неэффективен, максимум 30 минут, но на первые сеансы можно отвести 5-7 минут. До трёх лет можно делать только общий массаж с зоной акцента на поражённом участке. Зондовое и аппаратное воздействие на боковых краях языка возможно только после 4-ёх лет.

Противопоказания к назначению массажа:

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий, кариозные зубы, болезни крови и сосудов, онкология, эписиндром в анамнезе. 

Условия проведения логопедического массажа:                                        Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом, освещённом и хорошо проветренном помещении. В идеале это кушетка, но можно проводить массаж сидя на стуле со спинкой. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1)    медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

2)    стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

3)    стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта, лучше виниловые, на них у детей не бывает аллергии)),

4) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

5)    защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).,

6)    чистый х/б носовой платок (проглаженный с двух сторон утюгом,  приносит сам ребёнок в чистом пакетике) – при массаже языка. Просто в перчатках язык будет выскальзывать из рук логопеда, да и у малыша будут неприятные ощущения.

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда – чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко стриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки при проведении активизирующего массажа можно слегка смазать детским маслом или, при расслабляющем массаже, использовать детскую присыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки (х/б платочек). Музыку во время сеанса лучше не включать, особенно с ручейками и птичками (музыка допустима только в расслабляющем массаже).

 

Формы и методы воспитательно-образовательной работы.

 

  А теперь рассмотрим более подробно процедуру логопедического ручного массажа, который я активно внедряю в свою коррекционную работу с детьми в ДОУ и он приносит весьма ощутимый эффект.

Слои, которым адресованы  массажные движения:

  1. Кожа.
  2. Подкожно-жировая клетчатка.
  3. Мышцы (фасции).
  4. Кости.

 

Основные приёмы массажа:

1.Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

  1. Растирание.
  2. Разминание.
  3. Вибрация.
  4. Ударные техники.
  5. Плотное нажатие.

Все приемы массажа можно выполнять вибромассажером в неработающем состоянии, только прием вибрации выполняется с помощью вибромассажера в работающем режиме)

  1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание. Используется насадка «мышка».

   В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

  1. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

  Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

  1. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы.

  Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

  1. Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

  Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

  1. Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

  Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

  1. Вибрация и ударные техники. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Ударные техники (пунктирование, пальцевый душ) применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

   Техника выполнения: прием вибрации осуществляется аппаратом, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Ударные техники производятся кончиками насадкой «лопатка», движение выглядит как интенсивное постукивание.

  1. Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной (при гипотонусе) или активной гимнастики, самомассажем.

Организация воспитательно-образовательного процесса.

   В своей работе я применяю в основном ручной и аппаратный массаж.

В начале года на каждого ребёнка разрабатываю индивидуальный план коррекционной работы, в который обязательно включаю элементы или полный курс аппаратного  логопедического массажа. Так же обучаю детей самомассажу кистей рук, ушек, лобика, щёчек. Для этого используются массажные мячики, су-джоки, шестигранные карандаши, шишки, специальные массажёры для массажа ладошек. Эффективно использую здоровьесберегающие технологии. Очень нравится детям сухой бассейн –это ёмкость, наполненная гречкой или фасолью, белой и красной. Туда можно опускать ручки и перебирать фасолинки, можно разделять фасоль по цвету. Дополнительно в ёмкость с фасолью помещаются разные мелкие предметы, например из «киндер сюрпризов».

Можно усложнить задание – закрытыми глазами ребёнок ищет предмет и по форме пытается угадать. Эти игры можно использовать не только с целью массажа кистей рук, но и развития познавательных процессов, расширения словарного запаса. Так же очень нравится детям работать с песком, на нем можно рисовать буквы, геометрические фигуры, небольшие предметы и целые картины,  что тоже является элементами массажа ладошек, пальчиков, и даже снижает уровень тревожности (снижает мышечный тонус).

Великолепным массажем пальцев являются игры с прищепками, здесь кроме воздействия прищепками на кожу, можно проработать числительные (первый пальчик, второй пальчик и т.д.) и восприятие цвета.

 

  1. Обобщающий этап

Связь полученных результатов.

   Внедрение в коррекционный процесс различных видов логопедического массажа позволяет сократить сроки постановки и автоматизации звуков, а так же их введения в спонтанную речь.

 

Результативность внедрения проекта.

  1. Таким образом, применение элементов и курсов аппаратного  логопедического массажа нормализует мышечный тонус, что, в свою очередь, уменьшает количество времени, которое обычно затрачивается на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, а так же их введение в спонтанную речь ребёнка.  Увеличился охват  детей по оказанию коррекционной помощи, демонстрируется  устойчивая положительная динамика, что, в свою очередь, подтверждает эффективность использования данной методики в логопедической практике.
  2. Так же у детей, которым проводились сеансы аппаратного логопедического массажа, снизилась тревожность и мышечные зажимы.

 

   Внедрение в коррекционный процесс различных видов логопедического массажа позволила сократить сроки постановки и автоматизации звуков, а так же их введения в спонтанную речь.

Результат работы наглядно представлен в виде диаграммы. Из диаграммы видно, что артикуляционная моторика у детей улучшилась на 25,3%, а звукопроизношение на 27,9%. Таким образом,  применение элементов и курсов аппаратного  логопедического массажа нормализует мышечный тонус, что, в свою очередь, уменьшает количество времени, которое обычно затрачивается на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, а так же их введение в спонтанную речь ребёнка. Увеличился охват  детей по оказанию коррекционной помощи, демонстрируется  устойчивая положительная динамика, что, в свою очередь, подтверждает эффективность использования данной методики в логопедической практике.

Так же у детей, которым проводились сеансы аппаратного логопедического массажа, снизилась тревожность и мышечные зажимы.

 

Адресная направленность.

  Данный опыт может быть использован в условиях логопунктов, логопедических и комбинированных групп ДОУ и СОШ (где есть логопедическая служба) преимущественно в тех случаях, когда у детей наблюдается нарушение мышечного тонуса. Элементы логопедического массажа логопеды могут включать в индивидуальные и подгрупповые занятия. Однако, для проведения полных курсов расслабляющего, активизирующего или гармонизирующего массажа желательно пройти специальные курсы и получить сертификат.

 Список использованной литературы.

  1. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников.- М.: Издательство "Гном и Д", 2001.
  3. Гревцева Е. В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб.: Петрополис, 2001.
  4. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Логопедический массаж. – СПб.: Детство-пресс, 2008.

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии - М.: Астрель, 2008.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: Астрель, 2008.
  3. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопро-изношением. — М.: Айрис-пресс, 2010.
  4. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нару-шений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008.
  5. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.: Сатис, 1995.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. – М.: Гном и Д, 2000.
  7. Воробьёва Т.В., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: КАРО, 2003.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Акад. пед. наук, 1961.
  9. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношении: Комплексная методика артикуляционных расстройств. – СПБ.: Литера, 2009.
  10. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Литера,2005.
  11. Мастюкова Е.М, Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.
  12. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПБ.: Литера, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования