Роль речевого развития и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

1 публикация Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

Роль речевого развития и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Заучили правило

Все мы наизусть

Речь должна быть правильной

И доступной пусть.

Можно крикнуть слово,

Можно прошептать,

Можно просто тихо, и

Вежливо сказать.

Мы звуки часто путаем

С буквами слегка

Да, работа эта…

Очень непроста.

Слоги собираются

В важные слова

Особая наука

Здесь грамота нужна.

Все буквы, звуки речи

Должен, друг, узнать,

Чтоб в школе, ты, учился

Отлично, и на «5»!

(Шаталова Н.Б.)

Насколько хорошо дети владеют своей речью и грамотностью?

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения в школе. Благодаря речи, люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают  действия. Речь – служит основным средством общения людей.

Умения читать и писать необходимые и важные для современного человека, т.к. обеспечивают формирование его культурно-эстетических потребностей, являются ведущим звеном самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте очень сложный процесс. Вклад в ее развитие внесли исследования ученых разных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин), педагогики (Е. Водовозова, Л. Журова, Н. Варенцова), лингвистов (А. Гвоздев, А. Салахов).

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС традиционные подходы к развитию речи дошкольника значительно изменились. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

В соответствии с ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В работе по развитию речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста выделены следующие задачи:

- обогатить познавательно-речевую сферу детей информацией через наблюдения, экспериментальную деятельность;

- обогатить эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

- создать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Организация образовательной среды построена в виде проблемно-игровых ситуаций, с использованием таких методов и приемов как:

- игры;

- показ образца;

- показ способов действий;

- использование рассказов, стихов, загадок, скороговорок, чистоговорок;

- беседы;

Здоровьесберегающие технологии:

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- динамические паузы

Упражнения на развитие мелкой моторики:

- пальчиковые игры;

- выкладывание букв из различных материалов;

- штриховка, раскрашивание, графические диктанты.

Игры и задания.

Игра «Нотки»

Дружно встали нотки в ряд

Получился звукоряд…

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си»

Свое место разыщи.

Чтоб все дети на планете

Четко знали звуки эти,

Были с музыкой всегда

Неразлучны никогда.

(Шаталова Н.Б.)

Игра «Горы» (составить слово из слогов)

ми-мо-за, ко-ро-ва, со-ро-ка…

Игра «Ворота» (определить гласный и согласный звуки)

Игра «Сигнал» (определить твердые и мягкие звуки)

Игра «Веселый поезд» (деление слов на слоги)

Игра «Волшебный кубик» (составление предложений)

Задания: « Составь схему по картине», «Определи количество звуков в слове», «Назови слово с заданным звуком», «Нарисуй пальчиком на песке символ звука».

Данная система работы способствует любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия индивидуальных, возрастных способностей в речевой деятельности.

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования