Об инициативе
Роль речевого развития и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Заучили правило
Все мы наизусть
Речь должна быть правильной
И доступной пусть.
Можно крикнуть слово,
Можно прошептать,
Можно просто тихо, и
Вежливо сказать.
Мы звуки часто путаем
С буквами слегка
Да, работа эта…
Очень непроста.
Слоги собираются
В важные слова
Особая наука
Здесь грамота нужна.
Все буквы, звуки речи
Должен, друг, узнать,
Чтоб в школе, ты, учился
Отлично, и на «5»!
(Шаталова Н.Б.)
Насколько хорошо дети владеют своей речью и грамотностью?
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения в школе. Благодаря речи, люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь – служит основным средством общения людей.
Умения читать и писать необходимые и важные для современного человека, т.к. обеспечивают формирование его культурно-эстетических потребностей, являются ведущим звеном самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности.
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте очень сложный процесс. Вклад в ее развитие внесли исследования ученых разных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин), педагогики (Е. Водовозова, Л. Журова, Н. Варенцова), лингвистов (А. Гвоздев, А. Салахов).
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением ФГОС традиционные подходы к развитию речи дошкольника значительно изменились. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
В соответствии с ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В работе по развитию речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста выделены следующие задачи:
- обогатить познавательно-речевую сферу детей информацией через наблюдения, экспериментальную деятельность;
- обогатить эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
- создать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Организация образовательной среды построена в виде проблемно-игровых ситуаций, с использованием таких методов и приемов как:
- игры;
- показ образца;
- показ способов действий;
- использование рассказов, стихов, загадок, скороговорок, чистоговорок;
- беседы;
Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- динамические паузы
Упражнения на развитие мелкой моторики:
- пальчиковые игры;
- выкладывание букв из различных материалов;
- штриховка, раскрашивание, графические диктанты.
Игры и задания.
Игра «Нотки»
Дружно встали нотки в ряд
Получился звукоряд…
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си»
Свое место разыщи.
Чтоб все дети на планете
Четко знали звуки эти,
Были с музыкой всегда
Неразлучны никогда.
(Шаталова Н.Б.)
Игра «Горы» (составить слово из слогов)
ми-мо-за, ко-ро-ва, со-ро-ка…
Игра «Ворота» (определить гласный и согласный звуки)
Игра «Сигнал» (определить твердые и мягкие звуки)
Игра «Веселый поезд» (деление слов на слоги)
Игра «Волшебный кубик» (составление предложений)
Задания: « Составь схему по картине», «Определи количество звуков в слове», «Назови слово с заданным звуком», «Нарисуй пальчиком на песке символ звука».
Данная система работы способствует любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия индивидуальных, возрастных способностей в речевой деятельности.