СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ПРИМЕРЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ВРЕД КОРРУПЦИИ»

0 публикаций Публикации
0 обсуждений Обсуждения
0 медиафайлов Медиа
0 экспертиз Экспертная оценка
последняя от Новости

Об инициативе

 

Самое главное слагаемое формулы успеха —

 это знание того, как нужно обращаться с людьми.

Джон Максвелл.

Хотим мы этого или нет нам постоянно приходится общаться и получать необходимую информацию. Ведь живем в информационном обществе.  В словарях можно найти определение: «Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми»».  Если мы не сможем достичь взаимопонимания с собеседником, то процесс коммуникации не состоится.   Для успешной коммуникации необходимо иметь обратную связь с собеседником.   

Общение как главное условие   личностного развития и воспитания детей рассматривал в своих трудах советский психолог Л. С. Выготский: «Формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения» [1, с. 432].  Коммуникативные универсальные учебные действия связаны с методами организации учебно-воспитательного процесса. Для усвоения коммуникативных УУД необходимы процедуры, отличающиеся от освоения предметных знаний. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Необходимым содержательным материалом являются предметные знания и умения [2].

На примере разработанного мною внеклассного мероприятия – квеста «Вред коррупции» можно проследить создание условий для формирования коммуникативных УУД у обучающихся старших классов МБОУ «Теньгинская СОШ». В словарях можно найти определение: «QUEST –  поиск, искомый предмет, дознание, искать, производить поиски.  Квест – командная или индивидуальная игра-загадка, в которой участники проходят по маршруту, собирая очки или подсказки необходимые для победы».

Проведение внеклассного мероприятия является актуальной и продиктованной важностью формирования правовых понятий с целью становления духовного мира молодого человека, его гражданской позиции, для самоопределения его в обществе, развитие правового сознания.

Использование на внеклассном мероприятие   построение зрительного ряда через слайды, рисунки, схемы способствует приобщать различные каналы восприятия, которые создают условия для формирования у учащихся образных представлений и понятий.

Сюжет квеста: термин «коррупция» не слишком понятный для обучающихся, поэтому в игровые формы внеклассного мероприятия помогают доступнее объяснить данное понятие. В электронном словаре Викепедия можно найти определение: «Корру́пция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды...» Коррупция как негативное явление  вызывает серьезные проблемы, связанные с угрозой стабильности и безопасности любого общества. Коррупция подрывает демократические институты и моральные ценности, отрицательно сказывается на процессах нормативного упорядочивания общественных отношений, наносит существенный ущерб предполагаемым позитивным общественным преобразованиям в социальном развитии.  Квест связан с историческими событиями истории России и Республики Алтай.  Внеклассное мероприятие «Вред коррупции» можно соотнести с уроком «систематизации и контроля новых знаний» по технологии системно-деятельностного подхода с использованием технологии развития критического мышления   и проблемного обучения. 

          Внеклассное мероприятие состоит из пяти этапов. В начале квеста проводится общая линейка, на которой объясняется условия проведения.  Задача обучающихся: пройти по станциям маршрутного листа и ответить на вопросы, приготовленные для каждого класса.  Ответы записывают в маршрутные листы. Чтобы не было столпотворения можно проходить станции не поочередности.   Обучающиеся могут использовать все возможные средства для получения информации: библиотека, учебники, стендовые материалы школы.

Начало путешествия –  станция «Угадай личность» на этой станции, обучающиеся после прослушанной характеристики исторической личности   отвечают на вопрос: «Кто это историческая личность?»   На станции «Пословицы и поговорки» надо собрать разрезанные поговорки и пословицы о коррупции, объяснить смысл. Следующая станция «Подумай» необходимо разгадать ребусы по истории и дать определение терминам.  Последняя станция «Сочинение» учащиеся внимательно смотрят и слушают выступление ученика 11 класса с проектом «Коррупция» и затем пишут сочинение по теме «Вред коррупции».

Одним из условий проведения квеста является продумывания критерий оценивания.

Критерии оценивания:

  • оценивание результативности совместной деятельности по полноте и обоснованности ответа этапа;
  • умение приходить к общему решению договариваться и аргументировать свой ответ;
  • отношение к выработке общей точки зрения таким образом приходят к общему решению.

Результаты квеста подводятся учителями предметниками и обучающимися, которые помогали в организации квеста. После подсчёт баллов проходит награждение победителей и активных участников. В заключение обучающиеся делятся впечатлениями о том, что дал им квест, что узнали нового и легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение, что коррупция несет вред.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий невозможно без систематического использования метода сотрудничества, которое помогает использовать разнообразные дискуссии и учебные игры. Именно дискуссия во время уроков и во внеурочной деятельности помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также принимать другие точки зрения и по необходимости соглашаться с ними. Для дискуссии характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися. При этом изменяется роль учителя — учитель становится действительным организатором совместной работы с учениками, овладения знаниями происходит в ходе реального сотрудничества. Овладение основными коммуникативными универсальными учебными действиями становится хорошей основой для формирования у обучающихся организаторских качеств: инициативности, умения идти на контакты и предлагать план общего действия, поиск разумных компромиссов, решение конфликтных ситуаций, самокритичность, взаимоуважение и уверенность в своих силах. В целом внеклассные мероприятия, которые создают условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволяют преобразовывать академические знания в реальный жизненный опыт для обучающихся.

Создавая условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, мы учим обучающихся понимать людей, адекватно воспринимать другие точки зрения.  Согласна со словами писателя Джона Максвелла: «Самое главное слагаемое формулы успеха —это знание того, как нужно обращаться с людьми».  Благодаря коммуникативным универсальным учебным действиям обучающиеся учатся взаимодействовать с окружающим миром для получения востребованной ими информации.

 

Использованная литература

1.Выготский Л.С, Собрание сочинений: В 6-ти томах, том 4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004. – 432 с.

  1. Малышева Е.И. Коммуникативные универсальные учебные действия [Электронный источник] https://www.uchportal.ru/index/8-83508  (16.46. 25.01.2020г.)

 

 

 

Образовательная Инициатива

Федеральный институт развития образования